Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дотации регионам на выравнивание бюджетов увеличили на 6%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нужны ли такие предосторожности? Как сообщается на минфиновском ресурсе «Электронный бюджет» за январь-август текущего года профицит бюджетов регионов достиг рекордных полутора триллионов рублей. И по итогам года ведомство также ожидает профицита.
Курсовая разница во взглядах
Собственно, будущее состояние этой самой налоговой базы вызывает опасения у Минфина.
«В следующем году видим риски формирования ресурсной базы в первую очередь по налогу на прибыль. Будет сказываться на субъектах РФ. Налог на прибыль — основной источник для регионов с сильной экономикой, там достаточно запасов прочности», – заявил Антон Силуанов.
Между тем, с 2023 года прекращает свое существование институт консолидированных групп налогоплательщиков, так что с этими самыми запасами могут возникнуть дополнительные сложности. Например, Санкт-Петербург не досчитается 77 млрд рублей.
Выступая в Совете Федерации с финальной версией бюджета, Антон Силуанов не стал наступать на больную региональную мозоль. Однако ранее, на первом чтении в Госдуме он сообщал о том, что на первых порах государство поможет субъектам оправиться от шока.
«Для того, чтобы поддержать субъекты, у которых могут возникнуть выпадающие доходы, мы вместе с регионами обсудили механизм постепенного перехода на нормальные уровни уплаты налога: в ближайшие годы сохранится централизованное перераспределение налога на прибыль под консолидированные группы налогоплательщиков.
Мы обсудили это с субъектами Российской Федерации для того, чтобы этот переход не был болезненным для бюджетов, для выполнения региональных обязательств», – заявил министр финансов.
Причем на первых порах «поднимать» на федеральный уровень планируют 80% доходов. То есть, центр будет собирать практически все. А там уж – кто лучше попросит.
Впрочем, даже то, что регионы получают сейчас, оказывается не так-то просто удержать. Как заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, субъекты получают «письма счастья» от ФНС, требующей вернуть налоговые доходы, которые возникли из-за курсовой разницы. Как ранее отмечал сенатор Андрей Клишас, одному только Красноярскому краю «доплата за курс» обойдется в 37 млрд рублей.
«Это происходит в большинстве регионов. Я попросила бы министра финансов лично обратить на это внимание. Надо отреагировать системно, чтобы регионы не потеряли доходную базу. Иначе им надо пересматривать бюджеты. И речь идет не о двух-трех миллиардах рублей — это огромные суммы. Проблема очень серьезная — прошу Минфин проследить за ситуацией и принять оперативные решения, чтобы остановить этот процесс», – потребовала председатель верхней палаты, представляющей интересы регионов.
Так что, даже при «образцово-показательной» работе налоговой службы, которую в России в последние годы принято ставить в пример другим ведомствам, некоторые вопросы приходится решать в ручном режиме, причем на уровне министра финансов.
Впрочем, именно в таком режиме придется, по всей видимости, также исполнять бюджет следующей трехлетки – с регулярными поправками на ветер. Сам Антон Силуанов уже заявил о такой перспективе ранее. И проблемы придется решать отнюдь не регионального масштаба.
Впрочем, явная катастрофа с доходами российскому бюджету вряд ли грозит, считает Вера Кононова. Слишком уж осторожно они планируются, с запасом.
«Минфин давно известен своими консервативными оценками доходов, которые по итогам года часто приводят к «перевыполнению плана» поступлений в бюджет. Например, уже сейчас годовые планы по сбору нефтегазовых доходов в федеральный бюджет перевыполнены (по последним данным, в январе-октябре 2022 года объем поступивших доходов уже составил 102,6% годового плана), а плановые сборы «внутреннего» НДС и налога на прибыль будут тоже перевыполнены до конца года акцизов (в январе-октябре было собрано 92-98% годового плана)», – рассуждает заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ.
По ее прогнозу, для выполнения планов по доходам бюджета сохраняются риски крепкого рубля. Впрочем, это тоже не новость, наполнять казну нехитрым путем ослабления национальной валюты финансисты экспортирующей сырье страны научились давно. Теперь научиться бы выстраивать экономическую политику при крепком рубле, да в пользу развития обрабатывающей промышленности и внутреннего рынка.
А пока одобренный Советом Федерации бюджет та же Валентина Матвиенко охарактеризовала как «реально сбалансированный. Тоже немало для финала бюджетного процесса в нелегком году, весной которого прогнозисты соревновались в цифрах гипотетического спада экономики.
В России выделят 3 млд рублей на помощь малообеспеченным семьям
Премьер-министр Михаил Мишустин в ходе видеоконференции с вице-премьерами заявил, что правительство РФ в 2023 году выделит 3,3 млрд рублей на детские пособия для малообеспеченных семей.
«Мы уделяем особое внимание семьям с малыми доходами. По распоряжению президента, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, воспитываемого в малообеспеченной семье, назначаются пособия, выплачиваемые каждый месяц. Для этого дополнительно направим регионам страны более 3,3 миллиарда рублей», – заявил премьер-министр.
Мишустин заявил, что власти создают комплексную систему помощи по всей стране, которой могут воспользоваться матери, ожидающие ребенка, и родители с детьми любой возрастной группы. Кроме того, с начала следующего года правительство введет единое пособие, объединяющее все существующие выплаты для беременных женщин и детей.
Будет ли тринадцатая пенсия в декабре 2022 года
На данный момент никаких предложений о выделении федеральных средств пенсионерам на предстоящий в 2023 году Новый год не поступало. Ранее внесенное депутатами Государственной Думы предложение о предоставлении ежегодной тринадцатой пенсии в канун Нового года не было принято.
На заседании правительства 8 декабря предложенный закон о 13-й пенсии не был одобрен. Было объявлено, что план по назначению дополнительной ежегодной пенсии с декабря этого года отклонен в связи с его несоответствием российскому пенсионному законодательству.
Напомним, в декабре 2021 года ЛДПР внесла в государственную думу законопроект, выступающий за ежегодную выплату пенсии перед Новым годом. Авторы предложили, чтобы эта предновогодняя пенсия была равна «размеру пенсии, получаемой гражданином на момент ее назначения».
Дотации для регионов Российской Федерации в 2022 году.
Дотационными регионами из общего числа 85 считаются 73 региона. В 2020 году помощь регионам была оказана на 5% больше чем в предыдущем году. Не нуждаются в помощи от государства большие промышленные, нефтедобывающие регионы. Кроме того столица нашей Родины, так же не нуждается в помощи от государства. Город с миллионными жителями и развитым бизнесом, обеспечивает себя самостоятельно. Те же кто получают такую помощь становятся зависимыми от федеральной власти, ведь управлять отдельными территориями гораздо удобнее.
Инструментов помощи субъектам Российской Федерации, являются дотации. Бесспорно помощь очень важная и нужная, но такое количество регионов ждущих поддержки от государства, вселяет опасение за действующую систему и за бюджет в целом.
Сколько налогов собирает Башкирия?
Республика Башкортостан в 2022 году должна собрать 190,3 млрд рублей налоговых сборов. Больше всех региону приносит налог на доходы физлиц — 78,3 млрд рублей и налоги на прибыль — 46,4 млрд рублей. Далее идет налог на нефтепродукты — 14,5 млрд рублей и налог на имущество организаций — 13,3 млрд рублей. Меньше всех республика собирает по налогу на добычу полезных ископаемых — 797 млн рублей.
В 2019 году организации РБ собрали 51 млрд рублей налога на прибыль, в 2020 году — 31 млрд рублей, в первом полугодии 2021 года — 20, 2 млрд рублей.
Сумма льгот по налогу на прибыль в 2019 году составила 1,7 млрд рублей, в 2020 — 720,5 млн рублей. И в отличие от Татарстана Башкортостан льготы в основном получают список организаций, установленных региональным законодательством.
Как распределяются дотации между регионами?
Развитие территорий России в настоящее время происходит не равномерно, все зависит от местоположения, климата и наличия природных ископаемых. Суммы выделяемые из бюджета, рассчитываются на основании того на сколько регион самостоятельно может заработать деньги. При расчете дотаций в 2020 году правительство Российской Федерации, учитывало финансовую обеспеченность на душу населения. Бюджет закладываются строго на одного жителя. Условия проживание в разных областях нашей необъятной Родины, совершенно разные, количество жителей тоже, и дотации соответственно у регионов индивидуальные. Бюджет субъектов РФ состоит из налогов местного бизнеса и та сумма которой не достает до финансовой обеспеченности на каждого жителя и будет дотацией от государства.
Регионы доноры россии 2021 год список
- С 1 июля стартует углубленная диспансеризация: что ждет переболевших коронавирусом
- Сколько людей привились от коронавируса в России и мире: статистика вакцинации по регионам
- Плотность населения в России 2021: рейтинг по регионам
- Соотношение числа женщин и мужчин в России: статистика 2021 года
- Статистика разводов и браков в России 2020-2021: таблицы по годам и регионам
Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.
Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:
- в 1993 году было 35 регионов-доноров;
- в 1997 году – 8 регионов;
- в 2001 году – 25 регионов;
- в 2015 году – 14 регионов;
- сейчас – 13 регионов.
Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.
Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.
Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек населения) | Миграционный прирост (на 1000 человек населения) | ВРП, в % от ВВП | ВРП на душу населения, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|
Калужская область | 3,9 | 28 860,4 | -4,7 | 1,9 | 0,56 | 411 565,3 |
Московская область | 2,7 | 43 996,8 | -1,2 | 13,9 | 5,08 | 509 545,2 |
Москва | 1,2 | 66 377,1 | 0,8 | 7,8 | 20,99 | 1 263 698,0 |
Ненецкий АО | 8,1 | 78 703,3 | 5,1 | -8,9 | 0,37 | 6 288 467,9 |
Ленинградская область | 4,1 | 30 430,1 | -5,3 | 23,7 | 1,29 | 535 717,3 |
Санкт-Петербург | 1,5 | 42 718,0 | 0,8 | 5,2 | 5,16 | 727 210,6 |
Татарстан | 3,3 | 33 371,4 | 0,5 | 0,7 | 2,82 | 543 522,4 |
Самарская область | 3,7 | 28 018,4 | -3,1 | -0,1 | 1,80 | 422 024,7 |
Свердловская область | 4,8 | 35 711,3 | -1,9 | -0,3 | 2,86 | 495 115,9 |
ХМАО-Югра | 2,5 | 50 497,6 | 7,3 | -2,1 | 4,69 | 2 127 213,5 |
ЯНАО | 2,1 | 79 933,6 | 8,7 | -3,2 | 3,29 | 4 581 150,1 |
Тюменская область | 4,5 | 29 023,8 | 2,8 | 10,3 | 1,35 | 680 908,9 |
Сахалинская область | 5,3 | 51 705,7 | -0,5 | -0,7 | 1,03 | 1 577 910,3 |
В целом по РФ | 4,8 | 33 010,2 | -1,6 | 0,9 | 100 | 510 253,1 |
Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).
Дотационные регионы – рейтинг
Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:
2020 | 2021 | |
Республика Дагестан | 58 395 004 000 | 61 518 775 000 |
Республика Саха (Якутия) | 35 928 069 000 | 38 571 040 000 |
Камчатка | 32 402 936 000 | 34 149 057 000 |
Чеченская Республика | 27 354 420 000 | 28 710 667 000 |
Крым | 19 872 802 000 | 20 418 974 000 |
Когда военнослужащие могут вернуться домой – комментарии Генерал-майора Николая Тутрина
Возвращение домой со спецоперации – вопрос острый и волнующий практически всех россиян. Генерал-майор Николай Тутрин дал некоторые пояснения.
По словам эксперта, возможность вернуться к семьям у мобилизованных будет тогда, когда СВО подойдет к своему логическому завершению или когда закончится военный контракт. Тутрин отметил, что во втором случае военнослужащий может возвращаться домой или же продолжать участие в СВО, продлив контракт еще на один срок.
Помимо этого Генерал-майор рассказал об опыте ротаций, согласно которому участнику СВО положен отпуск через несколько месяцев службы. Молодые люди периодически меняют друг друга для восстановления личных ресурсов и сил. Он отметил, что эта практика существует не на слова, а используется регулярно в настоящее время.
По некоторым данным на военную службу сейчас призвано 150 тысяч из тех, кто был отправлен на СВО в волну частичной мобилизации. Еще 150 тысяч находится в учебной зоне и пока не принимали участие в военных действиях. Именно из этого состава планируется совершать ротации и о новой волне мобилизации пока речи не идет. По крайней мере именно такую информацию на конец ноября озвучивал Кремль.
Подготовлен перечень не дотационных регионов на 2021 год
Донор – это регион или город, который отдает часть своего бюджета на «залатывание бюджетных дыр» убыточных регионов.
Список доноров: Республика Татарстан (Татарстан), Калужская обл., Ленинградская обл., Московская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Естественно, основные доноры – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, остальные субъекты с положительным балансом «вносят посильную лепту». Более-менее свежих данных по количеству отдаваемых донорами денег, к сожалению, нет – эту информацию Минфин в свои отчеты не вносит.
Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
2019 | 2020 | 2021 | |
Респ. Дагестан | 66 265 836,8 | 58 395 004,4 | 61 518 775,0 |
Респ. Саха (Якутия) | 46 907 224,4 | 35 928 069,9 | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 37 389 812,3 | 32 402 936,3 | 34 149 057,0 |
Чеченская Респ. | 30 440 585,9 | 27 354 420,3 | 28 710 667,5 |
Алтайский край | 26 837 816,6 | 18 977 607,2 | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 22 083 116,2 | 17 597 742,4 | 17 887 429,1 |
Респ. Крым | 20 371 129,4 | 19 872 802,6 | 20 418 974,3 |
Респ. Бурятия | 19 874 889,0 | 15 447 994,0 | 15 568 468,1 |
Респ. Тыва | 16 932 597,8 | 15 173 903,9 | 12 782 544,1 |
Респ. Башкортостан | 15 611 803,5 | 7 137 233,2 | 6 722 002,0 |
Может показаться, что в 2020 году ситуация улучшилась – суммы дотаций уменьшились по сравнению с 2019 годом. На самом деле это не так – просто на 2020 и 2021 год власти ввели новшество: 30% от денег, которые должны быть распределены между субъектами РФ, отправлялись в резервный фонд, который будет задействован в случае крайней необходимости. Поэтому регионам пришлось «затянуть пояса».
Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.
Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:
1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.
2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.
3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.
От чего зависит размер дотаций
Существует несколько показателей или нормативов, на которые ориентируется правительство России при распределении финансовой помощи регионам. Главные из этих показателей:
- Уровень валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Он определяет дотации на «выравнивание». Чем меньше ВРП, тем больше выплат получает субъект.
- Размер дефицита регионального бюджета. От него зависят дотации на «сбалансированность».
- Масштаб долговой нагрузки, т.е. размер долга субъекта РФ в абсолютных и относительных цифрах.
- Статус региона. Национальные республики в составе РФ традиционно могут рассчитывать на больший объем помощи от центральных властей, чем «простые» края и области.
В дополнение к вышеназванным показателям на распределение выплат регионам России влияют множество других факторов. Прежде всего, имеет значение политический «вес» главы субъекта и его личные отношения с высшими федеральными чиновниками. Помимо формальных межбюджетных трансфертов (они являются бесплатными и безвозмездными) в России существуют государственные кредиты, а также «целевые» средства, выделяемые территориям в рамках различных федеральных программ развития и т.п.
Остальные регионы РФ, получающие дотации на выравнивание бюджета
Регионы | Дотации, тыс. руб./чел. | Дотации на регион, млрд руб. |
Амурская область | 8,2 | 7,1 |
Республика Адыгея | 7,9 | 3,5 |
Кабардино-Балкарская Республика | 7,5 | 6,7 |
Забайкальский край | 7,4 | 8,3 |
Республика Северная Осетия — Алания | 6,8 | 4,8 |
Псковская область | 6,7 | 4,6 |
Алтайский край | 6,6 | 16,4 |
Республика Калмыкия | 6,6 | 1,9 |
Ивановская область | 6,5 | 6,9 |
Курганская область | 6,5 | 6,1 |
Архангельская область | 6,1 | 7,6 |
Тамбовская область | 6,1 | 6,7 |
Сахалинская область | 5,6 | 2,9 |
Республика Марий Эл | 4,8 | 3,3 |
Приморский край | 4,8 | 9,6 |
Кировская область | 4,7 | 6,6 |
Брянская область | 4,6 | 5,9 |
Пензенская область | 4,6 | 6,3 |
Хабаровский край | 4,5 | 6,3 |
Орловская область | 4,3 | 3,5 |
Ставропольский край | 3,7 | 10,1 |
Костромская область | 3,6 | 2,5 |
Республика Мордовия | 3,3 | 2,7 |
Республика Карелия | 3,2 | 2,2 |
Чувашская Республика — Чувашия | 3,1 | 3,9 |
Воронежская область | 2,9 | 6,8 |
Ростовская область | 2,9 | 12,3 |
Владимирская область | 2,7 | 3,9 |
Иркутская область | 2,7 | 6,7 |
Республика Хакасия | 2,7 | 1,5 |
Тверская область | 2,5 | 3,4 |
Смоленская область | 2,4 | 2,3 |
Ульяновская область | 2,4 | 3,2 |
Саратовская область | 2,3 | 6,0 |
Томская область | 2,3 | 2,4 |
Курская область | 1,9 | 2,2 |
Рязанская область | 1,9 | 2,2 |
Новосибирская область | 1,5 | 3,8 |
Астраханская область | 1,3 | 1,3 |
Мурманская область | 1,3 | 1,1 |
Волгоградская область | 1,2 | 2,9 |
Республика Коми | 1,2 | 1,1 |
Краснодарский край | 1,2 | 6,2 |
Омская область | 1,2 | 2,5 |
Красноярский край | 1,1 | 3,2 |
Челябинская область | 1,1 | 3,9 |
Удмуртская Республика | 1,0 | 1,5 |
Калужская область | 0,9 | 0,9 |
Тульская область | 0,9 | 1,4 |
Республика Башкортостан | 0,8 | 3,4 |
Калининградская область | 0,8 | 0,7 |
Новгородская область | 0,8 | 0,5 |
Нижегородская область | 0,6 | 1,9 |
Оренбургская область | 0,6 | 1,3 |
Белгородская область | 0,4 | 0,6 |
Кемеровская область | 0,4 | 1,1 |
Ярославская область | 0,4 | 0,5 |
Московская область | 0,4 | 2,9 |