Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Со статьей 14 закона о контрактной системе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.
На кого распространяются положения статьи
Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.
Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.
Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.
На кого распространяются положения статьи 14 ФЗ 44
Положения статьи 14 ФЗ 44 о национальном режиме при осуществлении закупок обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики. Они подпадают под действие закона в том случае, если закупают товары из перечня, утвержденного Постановлениями Правительства.
Перечень товаров, которые не позволяется закупать согласно 44-ФЗ из заграницы:
- продукция машиностроения (вагоны, прицепы, тракторы) ПП №656;
- продукция легкой промышленности (одежда, сумки, обувь) ПП №791;
- программное обеспечение согласно ПП №1236;
- товары для обеспечения обороны и безопасности государства по ПП №9;
- мебель согласно ПП №1072.
Перечень иностранных товаров, которые ограничиваются:
- лекарства из перечня ЖНВЛ по ПП№1286;
- медицинские изделия (хирургическое оборудование, ортопедические изделия) по ПП №102;
- радиоэлектронная продукция согласно ПП №986;
- пищевая продукция согласно Постановлению Правительства №832.
Перечень товаров, у которых ценовое преимущество, указан в Приказе Минфина №126н от 2021 года:
- продукты питания;
- мебель;
- посуда;
- ряд других товаров.
Национальный режим по 44 ФЗ не применяется в следующих случаях:
- происходит закупка нескольких товаров, из которых некоторые под национальный режим не подпадают;
- конкурс признали несостоявшимся;
- в заявках, поступивших от участников, нет предложений о поставках российских товаров.
Согласно рекомендациям Минэкономразвития, при закупке товаров с национальным режимом необходимо требовать от поставщиков декларацию, подтверждающую, что товар произведен в России. Если на товаре не указана страна происхождения, подобные заявки рекомендуется отклонять.
При закупках, определенных ТРУ, заказчики должны применять национальный режим. Об этом также необходимо указать в извещении о закупке. Игнорировать это требование не получится, так как заказчику грозит административная ответственность.
Предусмотрены следующие штрафы:
- нарушения, допущенные в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсах и аукционах — 1% от НМЦК в размере от 5 000 до 30 000 рублей согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП;
- нарушения, допущенные при запросе котировок и предложений — 5% от НМЦК, но не более 30 000 рублей по ч. 6 ст. 7.30 КоАП.
Итак, статья 14 ФЗ 44 раскрывает особенности применения национального режима при осуществлении закупок. По закону, устанавливается полный либо частичный запрет на товары и услуги, произведенные не на территории России.
Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа
В пункте 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ дано определение экспертов и экспертных организаций. К таковым относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, которые осуществляют на основе договора деятельность:
-
по изучению и оценке предмета экспертизы;
-
по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:
-
предусмотренные п. 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40 – 42, 44 – 48, 50 – 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
-
осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
-
если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.
Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:
1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;
2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.
Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):
-
по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
-
по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Какие документы должны приложить участники закупок
Чтобы заявка участника соответствовала требованиям национального режима, в обязательном порядке должна быть прописана страна происхождения товара. Если это требование не соблюдено, заявка не будет принята для участия.
Если закупка все же подпадает под национальный режим, заказчик должен подготовить закупочную документацию:
- указываются требования о декларировании страны происхождения;
- прописываются условия о предоставлении преимуществ товарам, которые произведены в России и странах ЕАЭС;
- указывается необходимость предоставить документы, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям согласно со статьей 14 закона no 44 ФЗ;
- указать необходимость применения национального режима;
- указать, что поставщик несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара.
Заказчик может не запросить дополнительные документы во второй части заявки. В таком случае, участнику достаточно всего лишь задекларировать страну происхождения товара.
Но на практике, заказчики просят сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы. Эти документы необходимы для подтверждения факта, что товары произведены на территории РФ, либо были переработаны на территории РФ, Беларуси или Казахстане.
В каких случаях применяется нацрежим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:
1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):
- Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
- Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
- Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
- Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
- Отдельные виды радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2019).
- Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).
Предоставление преимуществ
1. Учреждениям и предприятиям УИС – при закупке товаров из ПП № 649 от 14.07.2014 (27 позиций).
Преимущество предоставляется при заключении контракта с учреждением УИС путем увеличения цены контракта до 15 % (при условии, что информация о данном преимуществе была указана в извещении и документации, и победитель решил им воспользоваться).
Важно! Преимущество предоставляется только по итогам конкурентных закупок.
2. Организациям инвалидов — при закупке продукции и услуг из ПП № 341 от 15.04.2014 (57 позиций).
Преимущество предоставляется по тому же принципу, что и учреждениям УИС.
3. СМП и СОНКО — на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ, путем установления «галочки» в извещении в блоке «Преимущества».
Странное преимущество, если в закупке априори будут принимать участие только СМП и СОНКО.
4. Участникам, заявки которых содержат предложения о поставке продукции российского происхождения, а также из ЕАЭС – при закупке товаров, включенных в Приказ Минфина России от 04.06.2018. № 126н).
Преимущество предоставляется поставщикам, предлагающим к поставке товары исключительно российского происхождения, а также из ЕАЭС:
а) при оценке заявок (окончательных предложений) на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений применяется понижающий 15-процентный коэффициент (контракт заключается по цене, предложенной поставщиком);
б) контракт с победителем аукциона, предложившим товары из ЕАЭС, заключается по предложенной им цене. Это будет считаться преимуществом, так как если аукцион выиграл поставщик, предлагающий к поставке хоть часть иностранной продукции, контракт с ним будет заключен по сниженной на 15 % стоимости.
Легкая промышленность
Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:
ткани текстильные;
одеяла;
белье постельное, столовое, туалетное;
ковры и прочее.
Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.
Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.
Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.
Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.
Какие документы прикреплять согласно ст14 Федерального закона 44-ФЗ — в 2020 году
Для принятия непосредственного участия в электронных аукционах всем без исключения потенциальным поставщикам нужно в обязательном порядке сформировать заявку, которая состоит из двух частей. Данная процедура в полной мере регулируется федеральным законодательством.
Подтверждение соответствия заявленным требованиям происходит с помощью приложения определенной сопровождающей документации. Закон не содержит прямых указаний на то, какие именно бумаги необходимы. Именно поэтому у поставщиков могут возникнуть вопросы, которые желательно решить незамедлительно.
Для понимания того, какие документы прикреплять согласно ст. 14 Федерального закона 44-ФЗ, необходимо внимательно ознакомиться с основными положениями нормативного акта, последними изменениями, ключевыми принципами государственных закупок и с понятием национального режима.
Какие документы необходимо прикладывать участникам закупок
Для того чтобы определить соответствие заявки от участника требованиям национального режима, он должен прописать в ней страну происхождения товара. В противном случае, такая заявка подлежит отклонению от участия.
Если закупка подпадает под национальный режим, то заказчик должен должным образом оформить закупочную документацию:
- в первой части заявки указать требование о декларировании страны происхождения;
- прописать условия о предоставлении преимуществ товарам, произведенным в РФ и странах ЕАЭС;
- указать требование о предоставлении документов, которые подтверждают соответствие участникам ст. 14 44-ФЗ;
- указать сведения о применении национального режима;
- указать на ответственность поставщика при сообщении недостоверных сведений о стране происхождения.
Если заказчик не запросит дополнительных документов во второй части заявки, то участнику достаточно задекларировать страну происхождения товара. Но обычно заказчики запрашивают сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы, которые подтвердят производство товаров на российской территории (или его переработку на территории РФ и в Беларуси или Казахстане). Указанные документы поставщику требуется предварительно получить в региональном отделении Торгово-промышленной палаты. Они готовятся на платной основе.
В случае закупки товаров из Перечня по Постановлению Правительства №1224 от 2013 года от участника также требуется документальное подтверждение того, что компания является российским резидентом. Это можно подтвердить с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Какие сведения признаются недостоверными
В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.
В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам. Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.
Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.
Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:
- открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
- официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.
Когда заказчик не должен отклонять заявки из иностранных государств: практика
Перед закупкой советуем изучать НПА с информацией о запретах и допусках. Иногда они применяются к импортным товарам только при соблюдении указанных условий. В следующем примере (Решение Хабаровского УФАС по делу №7-1/41 от 01.03.2019) видно, когда заказчик может не отклонять иностранные заявки. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю пришла жалоба участника аукциона на поставку базового набора для внутривенных вливаний. Он указал, что заказчик якобы не применил запреты и ограничения в рамках нацрежима, установленные ПП РФ от 05.02.2015 № 102.
В каких случаях применяется нацрежим
В тендерах нацрежим реализуют через:
- запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
- ограничения закупки иностранных ТРУ;
- специальные условия допуска.
Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:
- какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
- какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
- сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.
Иные требования к участникам закупок
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.