Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер обеспечения исполнения контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.
Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.
Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.
Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.
Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2019
С 01.07.2019 произошли некоторые изменения в 44-ФЗ по обеспечению исполнения контракта. Так, начиная с указанной даты, госкомпании больше не могут самостоятельно устанавливать период действия банковского поручительства, оформленного как обеспечение. Теперь это право перешло к участникам закупки (ч.3 ст. 96 44-ФЗ). При этом срок действия банковского поручительства должен быть больше периода исполнения контракта не менее чем на один месяц.
Ч. 30 ст. 34 44-ФЗ говорит о том, что во все договоры, по которым нужно оформлять обеспечение, должен быть включён пункт, обязывающий подрядчика предоставить новую гарантию в случае, если у банка, давшего свое поручительство на этапе оформления договора, отозвали лицензию. На предоставление заказчику новой гарантии дается один месяц со дня получения поставщиком соответствующего требования.
При этом нужно помнить, что величина предоставляемых гарантий может быть уменьшена, если часть работ, перечисленных в соглашении, уже выполнена, а за каждый день просрочки выполнения данного обязательства начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.
Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.
Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).
Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).
Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта
Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Способы предоставления ОИК (выбирается участником закупки самостоятельно!)
- Денежные средства, внесенные на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ч.3 ст.96 Закона №44-ФЗ);
- Независимая гарантия, соответствующая требованиям ст.45 Закона №44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии определяется участником закупки самостоятельно (ч.3 ст.96 Закона №44-ФЗ). Этот срок должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения.
Какие условия относительно ОИК необходимо включить в проект контракта
- Условие о размере ОИК.
- Условие об обязательстве контрагента в случае отзыва у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве ОИК, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком контрагента о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
- Условие о неустойке для контрагента. За каждый день просрочки исполнения контрагентом обязанности предоставить новое обеспечение в связи с отзывом лицензии у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве ОИК, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч.7 ст.34 Закона №44-ФЗ.
- Условие об уменьшении размера нового обеспечения в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7, 7.1., 7.2. и 7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ.
- Условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве ОИК, в том числе их части в случае уменьшения размера ОИК в соответствии с ч.ч. 7, 7.1., 7.2. ст.96 Закона №44-ФЗ.
Установление требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законом, влечет административную ответственность по (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ – административный штраф на должностных лиц в размере 1 % НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.
В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:
- Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется. Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к. при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.
- ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.
Обеспечение возвращается после письменного обращения банковского учреждения-гаранта.
При стандартном формате осуществлённой закупки обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращается на протяжении 5 дней.
После проведения электронного аукциона обеспечение обязано быть возвращённым на протяжении 1 дня, а заблокированные на спецсчёте средства банк должен разблокировать в течение 1 часа после получения указания от оператора ЭТП. Заявочное обеспечение возвращается всем участникам закупочных процедур, включая победителя и тех, у кого заявки были отклонены.
Однако согласно последним поправкам в 223-ФЗ, если победитель уклоняется от подписания договора, то обеспечительные суммы ему не возвращаются. Это же происходит, если победитель подписал соглашение, но при этом не предоставил обеспечение его исполнения.
Особый порядок возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ разработан для СМП. В зависимости от закупочных результатов возврат происходит на протяжении недели со момента подписания контракта.
Если договор был исполнен в полном соответствии с закреплёнными в нём обязательствами, внесённые поставщиком обеспечительные средства возвращаются ему полностью. При этом порядок возврата обеспечения исполнения договора должен быть прописан в самом документе.
За возвращение обеспечения не в полном объёме без серьёзных оснований для этого заказчику грозит ответственность.
В случае если в ходе поставок или выполнения работ были штрафы и пени за просрочки, то заказчик имеет право на соответствующие удержания из внесённых обеспечительных сумм.
Кроме того, поставщик может не получить эти суммы обратно полностью, если:
- зафиксированы неоднократные поставки некачественного товара;
- наблюдалась просрочка поставки, превышающая 20 дней;
- не была предоставлена требуемая документация;
- нарушались сроки устранения товарных недостатков;
- была предоставлена неправомочная банковская гарантия;
- поставленный товар оказался с неустранимыми дефектами или имел недостоверный сертификат.
Закон предупреждает нежелательные сюрпризы для заказчиков со стороны поставщиков посредством введения процедуры финансового обеспечения заявки на участие в торгах и последующего исполнения договора. Но при этом и на заказчика возлагаются определённые обязанности, связанные с необходимостью публикации им сведений в ЕИС о требуемых обеспечительных средствах.
Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Гарантия выполнения договора имеет своей целью предоставить заказчику инструменты и возможности для оперативного воздействия на поставщика, с целью надлежащего исполнения его обязательств. Поэтому госзаказчик имеет право удержать из гарантии выполнения договора суммы убытков, неустойки, а также аванса, если он есть. Порядок такого удержания может быть установлен контрактом и должен соответствовать требованиям законодательства.
Участник имеет право обжаловать решение, принятое госзаказчиком об удержании обеспечения исполнения договора, если он не признает такое решение и считает, что свои обязательства он исполнил надлежащим образом. Удержание обеспечения выполнения контракта по 44-ФЗ не отменяет иные формы и способы взыскания неустоек и убытков с поставщика. Это означает, что заказчик может воспользоваться таким способом, а может взыскать их с поставщика напрямую. Это может произойти, например, если срок действия гарантии истек, и требования к банку госзаказчик уже предъявить не может, но истечение срока не снимает с поставщика ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
Размер обеспечения исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается стандартно в пределах 5% — 30% от начальной (максимальной) суммы контракта. Однако есть нюансы:
- Если контрактом предусмотрен аванс, величина ОИК не может быть меньше размера аванса.
- Если начальная стоимость более 50 000 000 рублей, то нижний порог обеспечения составляет 10%.
- Если в процессе торгов произошло снижение стоимости заказа на 25% и более, то исполнитель обязан предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее сумму ОИК, указанную в контракте. У исполнителя есть возможность избежать такого повышения, если он представит доказательства своей добросовестности. Доказательства добросовестности берутся из реестра контрактов и предлагаются заказчику при подписании проекта контракта. Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице:
Стоимость контракта | Размер обеспечения |
Не более 50 млн. рублей | 5% — 30%, но не менее суммы аванса |
Более 50 млн. рублей | 10% — 30%, но не менее суммы аванса |
В результате торгов стоимость сниженане менее чем на 25% | 1,5 х ОИК (сумму указанную в контракте), но не менее суммы аванса |
Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей. Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 3. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 20 000 000 рублей. Сумма ОИК, требуемая заказчиком — 20 000 000 рублей.
Что говорит закон об удержании обеспечения контракта?
В 44-ФЗ есть статья 96 об обеспечении контракта, но в ней нет правил, по которым заказчик возвращает или удерживает обеспечение «живыми деньгами», если подрядчик нарушил условия контракта.
Четко прописаны только два вида финансовой ответственности поставщика, о которых мы писали: пени за просрочку и штраф за ненадлежащее исполнение контракта.
Расторгая контракт в одностороннем порядке, заказчик вправе возместить «только фактически понесенный ущерб» (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ).
Посмотрим на позицию в Гражданском кодексе. Он разрешает заказчику:
- Покрыть из суммы обеспечения задолженность или ущерб (ст. 381.1, 381.2 ГК РФ). То есть заказчик может забрать обеспечение целиком, если докажет, что ущерб или неустойка соответствует его сумме.
- При расторжении контракта полностью удержать обеспечение, если это прописано в контракте. Дословно сказано так: «Прекращение основного обязательства влечет и прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено договором» (п. 4 ст. 329 ГК РФ).
Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчик самостоятельно прописывает в контракте условия, по которым он распорядится обеспечением:
- срок возврата,
- будет ли взыскивать из него штрафы и пени,
- ситуации, когда полностью его удержит.
Например, заказчик может просто указать срок возврата обеспечения, как в контракте на эту закупку. Или прописать, что будет использовать обеспечение как компенсацию за ненадлежащее исполнение контракта, как в этой закупке.
28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В числе нововведений предлагают изменить ст. 96 44-ФЗ. Ведомство предлагает, чтобы заказчики не устанавливали требование обеспечения исполнения госконтракта, который заключается конкурентным способом, для лиц, которые состоят в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.
Уменьшенный и увеличенный размер
Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.
Предоставление увеличенного размера используется в тех случаях, когда требуется получить дополнительную гарантию того, что исполнитель в полном объеме реализует свою часть обязательств по контракту.
Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем. Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения. После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств. Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».
Возможность такой замены внесенного ранее обеспечения на практике ограничивается теми случаями, когда исполнитель все свои обязательства реализует добросовестно, без нарушений ранее установленных договоренностей.
Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.