Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика предварительного следствия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 209 Трудового кодекса указано, что вредный производственный фактор — это фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
Базовые принципы определения связи профессии с заболеванием
Ключевым фактором для определения острого или хронического профзаболевания является время экспозиции – промежуток времени от начала воздействия вредного фактора на работника до установления диагноза профессионального заболевания в сочетании с факторами, нормализующими условия труда (применение СИЗ, защита временем, защита расстоянием, подготовка персонала по охране труда) и усугубляющими эти условия вредными факторами.
Острое профзаболевание. Это временная (больничный лист), стойкая (больничный лист, инвалидизация) и смерть, которые произошли в результате однократного (в течение одних суток) воздействия на работника вредных производственных факторов, установленных в ходе специальной оценки условий труда. Для заболевания достаточно время от «мгновенно» до «одни сутки».
Связано это с тем, что на работника произошло одномоментное воздействие вредных веществ, превышающих компенсаторные возможности человеческого организма.
Пример.
Причина профзаболевания: отравление таллием. Время воздействия вредного фактора — 6 секунд.
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (СЛЕДСТВИЯ)
Нужно отметить, что предварительное расследование преступлений осуществляется не только в органах МВД и Следственном комитете. Федеральная служба безопасности, а точнее её отдельные подразделения, также наделена соответствующими полномочиями. Как правило, система органов предварительного следствия в ФСБ реализует борьбу с преступлениями в сфере общественной безопасности (с терроризмом, экстремизмом, диверсиями), а также общефедеральной экономической деятельности. Таким образом, полномочия работников службы безопасности ограничиваются достаточно узкой сферой деятельности.
Предварительное следствие — форма предварительного расследования. В процессе подобного выяснения всех фактов, имеющих ключевое значение, соблюдается максимальная защита прав участников происшествия и достигается гарантированное установление истины.
Процедура назначается практически по всем делам, проводится уполномоченными органами, действующими в соответствии с существующим регламентом.
С какого момента начинается предварительное расследование? В уголовном законодательстве РФ принято разделять судопроизводство на 2 части: досудебное и судебное.
Досудебная стадия состоит из двух этапов:
- возбуждение дела;
- расследование.
УПК (ст. 156) определяет, что следователь, дознаватель, орган дознания выносит постановление.
Этот документ подтверждает возбуждение дела, за которым следуют необходимые мероприятия.
Также в постановлении определяется, что его инициатор принял на себя соответствующие обязанности.
Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Ранее автор уже указал, что существуют определенные стадии предварительного расследования. Следует отметить, что их выделяют лишь на теоретическом уровне исследования уголовного процесса в общем. В практической деятельности любой орган предварительного следствия реализует одноименный этап комплексно. Однако на научном уровне, как правило, выделяют следующие стадии:
— Исследование материалов и имеющихся по делу доказательств.
— Проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе имеющихся данных.
— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям.
— Непосредственная передача уголовного дела в судебную инстанцию или его полное прекращение.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.
по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.
Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.
Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.
Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция
В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.
Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.
Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.
Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессуальная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дознания
и
предварительного следствия.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора. При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.
В связи с изложенным, предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.
Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.
Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:
1) в совпадении их основных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);
2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;
3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования;
4) в единстве правовой основы их деятельности;
5) в соблюдении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.
Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.
Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).
Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):
- день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
- день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:
- время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
- время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).
Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.
В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следстви��. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:
- Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК – следователи СК РФ.
- П. 2 2 части ст. 151 – следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
- Пункте 3 части 2 151 статьи – следоватеи ОВД.
- П. 5 2 части ст. 151 – сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.
Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.
Производство предварительного следствия и дознание: общие черты и особенности
Под предварительным следствием понимается одна из ключевых форм предварительного расследования, которая происходит во время досудебного производства по уголовным делам.
Это обусловлено несколькими причинами: специфическим характером преступлений, которые являются подследственными органам предварительного следствия, затруднения в их расследовании и др. Для предварительного следствия свойственно иметь условия расследования аналогичные производству дознания. Помимо этого для предварительного следствия характерно разрешение таких же задач, что и для дознания, а также процессуальный порядок производства предварительного следствия и дознания. Но из-за ряда обстоятельств, особенностей уголовных дел, которые являются подследственными органам предварительного следствия, предварительное следствие имеет особые, свойственные исключительно для него, процессуальные правила. К примеру, одно из различий заключается в разнице сроков предварительного следствия и сроков дознания. Помимо этого отмечается ряд особенностей создания следственной группы из-за трудностей и объемов производства предварительного следствия, правового уровня следователя, который ведет предварительное следствие, а также завершения предварительного следствия.
Сегодня предварительное следствие имеет много общего с дознанием, которое осуществляется на основании Устава уголовного судопроизводства 1864 г. По причине того, что его осуществление следователями органов исполнительной власти происходит во время производства предварительного следствия, то судебного присутствия нет.
Важно отметить, что уголовное судопроизводство Российской империи именовало данную стадию «предварительным исследованием».
Если рассматривать предварительное следствие в виде предварительного расследования, то это система процессуальных действий, которая отрегулирована при помощи норм уголовно-процессуального законодательства, определяющая свод правил производства предварительного следствия и правовой статус следователя, который осуществляет его в ряде конкретных условий.
Предварительное следствие начинается с производства предварительного расследования, определение же его происходит с момента, когда возбуждается уголовное дело. Речь об этом идет в ч.1 ст. 156 УПК. Помимо этого при рассмотрении предварительного следствия в виде одного из видов предварительного расследования, следует помнить, что его производство должно осуществляться по всем уголовным делам. Исключением являются те уголовные дела, по которым происходит дознание.
Обязательным условием производства дознания является факт наличия возбужденного уголовного дела по признакам преступления, которое входит в список преступлений ч.3 ст.150 УПК. В большинстве случаев, туда включены преступления небольшой или средней тяжести.
Помимо этого осуществление предварительного расследования может происходить в виде дознания, а также на основании письменного указания прокурора. Исходя из этого, все остальные возбужденные уголовные дела, которые не входят в список признаков преступлений, которые предусмотрены в ч.3 ст. 150 УПК, подлежат производству предварительного следствия. К ним относятся преступления, представляющие высокую общественную опасность в сравнении с преступлениями, которые подлежат производству дознания.
Производить предварительное следствие могут участники уголовного судопроизводства, которые прикреплены к обвинению, а также у которых есть процессуальный статус следователя. Помимо этого заниматься производством предварительного следствия в целом имеют право и руководители следственных органов, имея ряд полномочий следователя либо руководителя следственной группы.
Производить ряд процессуальных действий следователем, который ведет производство предварительного следствия по уголовному делу, может быть ограничено из-за того, что данные процессуальные действия вмешиваются в ряд соответствующих прав и свобод личности.
Во время предварительного следствия осуществление ряда процессуальных действий важно производить на основании процессуального контроля участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, не участвующими в осуществлении определенных уголовных дел, но производящими общее управление производством предварительного следствия. Помимо этого руководители следственных органов ответственны за производство по уголовному делу.
Исходя из этого, можно сказать, что предварительным следствием является один из видов предварительного расследования, который осуществляется следователем в рамках его компетенции, также он регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Помимо этого отмечается его связь с тем, чтобы обнаружить, закрепить, проверить и оценить доказательства, направленные на защиту прав и интересов потерпевшего, а также иных участников процесса.
Виды взаимодействий во время производства предварительного следствия
При классификации взаимодействий по уровню расследования уголовного дела выделяется несколько их видов:
- стадия, на которой происходит возбуждение уголовного дела;
- стадия предварительного следствия по уголовному делу;
- во время производства по уголовному делу, которое было приостановлено.
Все эти виды взаимодействия находят отражение во всех упомянутых ранее организационно-правовых режимах.
Следует отметить, что каждый вид взаимодействия имеет ряд своих особых форм взаимодействия. Любая из этих форм имеет особые задачи взаимодействия, а также определенные и взаимные права и обязанности ее участников. При ключевом виде взаимодействия следователя и органов, которые осуществляют ОРД, во время обычного организационно-правового режима следует обратить внимание на осуществление поручений проведения розыскных мероприятий, на автономное производство розыскных и ОРМ в ситуациях, когда лица, которые совершили преступление, не найдены, на обоюдное производство следственных действий вместе с ОРМ, а также на то, чтобы следственные действия были обеспечены в оперативном порядке.
Ч.4 ст.157 УПК служит базисом для процессуальной основы взаимодействия во время работы по предварительному следствию следователя, а также органов дознания. Согласно данной статье для органа дознания допустимо осуществлять следственные действия, ОРМ исключительно с согласия следователя.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК следователь имеет право во время предварительного следствия по уголовному делу давать поручения в проведении ОРМ органам дознания. В нормах уголовно-процессуального законодательства имеются уточнения порядка, согласно которому направляются поручения такого типа в ситуациях, когда необходимо осуществление ОРМ не на месте работы предварительного следствия. Согласно п.1 ч.1 ст.40 УПК органы, которые наделены рядом полномочий по работе ОРД, считаются органами дознания. В ситуациях, когда направляется руководству следственного органа уголовное дело, работая с которым было не найдено лицо, которое совершило преступление, для органа дознания важно принять розыскные и оперативно-розыскные меры, для того чтобы установить лицо, которое совершило преступление. При этом важно поставить в известность следователя о результатах данных мер.
Беря во внимание тяжесть осуществленного преступления, а также ряд других обстоятельств такой тип взаимодействия производится в виде формирования следственно-оперативной группы.
Важно обратить внимание на ряд факторов, а именно:
- управленческую функцию следователя во время взаимодействия при работе над уголовным делом;
- личную ответственность всех участников, которые принимают участие в работе над уголовным делом, а также во время взаимодействия;
- независимость во время определения методов и средств работы ОРМ, которые производятся определенными должностными лицами органов дознания во время работы над уголовным делом;
- факт наличия плавности взаимодействия и т.д.
Важно отметить, что учитывая процессуальный характер поручения, оно является письменным указанием следователя, который занимается производством уголовного дела, иному органу предварительного расследования относительно производства определенных процессуальных действий, а также ОРМ. Помимо этого для следователя важно отправить поручения органам дознания, не только тем, что действуют в области юрисдикции следователя, но и в районах, которые не подлежат его юрисдикции. Все ситуации, когда имеют место поручения следователя, необходимо воспринимать как обязательные для органов дознания.
Для того чтобы ускорить выполнение поручений, его важно отправить прямо в районный отдел внутренних дел, непосредственно руководству следственного органа, для которого важно осуществить ряд соответствующих процессуальных действий либо ОРМ. Если же поручения не выполняются в указанный срок, то исполнитель поручения должен в обязательном порядке уведомить следователя, который направил это поручение о том, по каким причинам поручение не выполняется в срок. В ситуациях, когда данное сообщение не получено, следователю необходимо уведомить об этом свое руководство, начальника отдела органов внутренних дел либо прокурора города. Для этих должностных лиц важно определить причины задержки и отреагировать соответствующим образом.
Предварительное Следствие Или Расследование 2021
Термины «органы предварительного следствия» и «следователи» -синонимы. И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин «следователь», то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: «следственный аппарат», «следственное подразделение», «следственные органы», «орган следствия»,’ «следственные работники» и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием «орган предварительного следствия»?
В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант. Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях. Разграничение обычно происходит посредством прямого указания статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом, а именно нормой статьи 150. Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.
27. Срок возобновленного предварительного расследования не может превышать один месяц с момента принятия следователем дела к своему производству. Именно этот смысл заложен законодателем в фразу «установление срока предварительного следствия в пределах одного месяца».
Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая предусматривает активную деятельность следователей. Обращаем внимание на то, что дознаватель не может реализовывать такую работу. Кроме следователя следствие могут проводить и прокуроры, сотрудники федеральной службы безопасности или инспекторы налоговых служб. Работа начинает проводиться с момента возбуждения уголовного дела следователем сразу после передачи конкретного дела под его ведение. В том случае, если следователь принимает к своему производству уголовное дело, он выносит постановление о возбуждении, в котором указываются данные о следователе. Предварительное следствие в уголовном процессе является самым длительным по срокам видом расследования. Это обуславливает сложность, многосубъектность, многоаспектность и путаность преступлений. Составы, как правило, имеют несколько объектов и исполнителей, что требует высокой грамотности и квалификации следователя или другого должностного лица, которое на это уполномочено.
В последнее время в сфере исполнительной власти идет тенденция к гласности и открытости процесса, именно поэтому любой гражданин может быть в курсе расследования того или иного уголовного дела. Для того чтобы не просто интересоваться новостями из средств массовой информации, но еще и понимать сущность происходящего, стоит прочитать данную статью. С помощью нее вы сможете понять, что такое предварительное следствие, и как оно реализуется, а, главное, кем.
Он осуществляется со стороны начальника следственного органа. Руководитель, в частности, проверяет своевременность действий должностных лиц по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает надлежащие меры для наиболее полного, объективного и всестороннего выполнения установленных мероприятий и процедур. Начальник отдела наделяется правами:
В ходе предварительного следствия уполномоченные структуры и служащие выполняют ограниченный круг действий. К ним, в частности, относятся процессуальные мероприятия, определенные в законе. Дознаватели при выполнении своих обязанностей сочетают следственные и прочие действия с оперативно-розыскными. Последние проводятся с использованием специальной техники, посредством сыска, с применением научно-технических и прочих средств. Указанные действия обеспечивают максимально быстрое раскрытие преступления, определение субъектов, виновных в нем, лиц, которые уклоняются от преследования, наказания.
- Место и дата оформления.
- Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
- Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
- Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
- Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
- Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
- Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
- Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
- Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.
- Проверить выполнение требований ФЗ при получении, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлении.
- Вынести мотивированное постановление, по которому материалы направляются в орган следствия для принятия решения по вопросу об уголовном преследовании по выявленным прокурором фактам нарушений законодательства.
- Потребовать от уполномоченных органов устранить допущенные недочеты и последствия несоблюдения предписаний нормативных актов.
- Рассмотреть информацию следователя, предоставленную его руководителем, о несогласии с указаниями прокурора и принять по ней решение.
- Вернуть материалы с письменными распоряжениями о выполнении дополнительных мероприятий, изменении квалификации деяния или объема обвинения с целью корректировки обвинительного акта или заключения и устранения обнаруженных нарушений.
Стандартный срок для проведения следственных мероприятий – 2 месяца. В исключительных случаях его можно продлить до 3-х месяцев, но только по решению специально уполномоченных на это лиц. Для этого руководитель органа, проводящего расследование, выносит соответствующее решение. Если этого времени также будет недостаточно для проведения качественного изучения дела и выявления всех обстоятельств происшествия, то такое решение будет приниматься руководящим составом на уровне субъекта РФ. Это позволит вести расследование не более одного года.
- число, когда было возбуждено дело;
- указать даты, если ранее уже были отсрочки по указанному процессу;
- четко изложить свои обоснования и причины, по которым отсутствует возможность в установленный срок закончить расследование;
- указать примерный срок, требуемый для проведения окончательных мероприятий;
- при необходимости указывается иная информация о рассматриваемом деле.
Для проведения следствия назначается единоличный следователь, но при этом могут дополнительно привлекаться специальная группа сотрудников. В основном это происходит при разбирательствах особо сложных дел или если объем мероприятий слишком велик.
Срок производства сыска составляет два месяца. За это время представители правоохранительной системы должны выполнить большую часть своей работы. Как организуется процедура сыска, если закон устанавливает столь небольшие сроки работы? Здесь следует обратиться к основным субъектам следствия.
О значении предварительного следствия можно говорить бесконечно. Каждый юрист знает, как много зависит от работы сыщиков и детективов. Эти специалисты выполняют всю самую сложную, а порой и по-настоящему грязную работу. Они допрашивают свидетелей, проводят медицинскую экспертизу, собирают материалы дела и т.д. Все это необходимо лишь для того, чтобы судья, рассмотрев сформировавшуюся материальную базу, не ошибся в вынесении решения.
Структура Органов Предварительного Следствия В России 2021
1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).
За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.
Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».
Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.
установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.
Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:
С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.
Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел России.
Компетенция указанных органов по расследованию уголовных дел подразделяется в зависимости от такого критерия, как подследственность.
Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.
На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.
«Поздравляю с Днём сотрудника органов следствия России и искренне желаю всегда следовать по верному пути, никогда не оставлять без внимания ни одной улики и мелочи состава преступления, постоянно руководствоваться высоким профессионализмом, блестящей интуицией, отменной смекалкой и безупречной логикой. Пусть работается на славу, пусть живётся в своё удовольствие».
После официальных мероприятий коллеги и их семьи собираются в кафе и ресторанах, поздравляют друг друга с профессиональным праздником, произносят тосты и пожелания. За столом проводится ритуал обмывания звезд – в стакан с крепким напитком помещаются новые звездочки. Его следует выпить залпом, чтобы звезды оказались во рту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. После распада СССР День следователя продолжали праздновать в России, хотя он и не имеет официального статуса. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры, что позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структуры, стиль и методы работы. Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая около 90% преступлений.
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — 55-й годовщиной образования органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел России. Ваша служба всегда была и остаётся сложной и ответственной. Преданность долгу, служение закону и народу, умение принимать решения в самых сложных ситуациях и высокая степень ответственности за порученное дело – вот то, что отличает вас в нелёгкой и опасной служебной деятельности. Меняются условия работы, сменяются поколения, но остаётся неизменным высокий профессионализм следователей, стойкость, беззаветная преданность делу.
Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и сл��дственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Существует ряд специфических функций, которые непосредственно реализуются в работе СК РФ. По своей сути, направления деятельности данного органа отличаются от аналогичных ведомств в структуре прокуратуры или же МВД. То есть это полностью самостоятельный орган предварительного расследования. Учитывая это, можно выделить ряд следующих функций:
— Осуществление предварительного расследования уголовных преступлений.
— Осуществление проверки доследственного характера по всем поступившим в ведомство заявлениям.
Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:
— разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;
— непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;
— расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;
— взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.
Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.
Нужно отметить тот факт, что в соответствии с общим законодательством, которое непосредственно регулирует работу следственных органов, служащие данных ведомств наделены рядом общих полномочий вне зависимости от специфики органа. Такими полномочиями являются:
— право на возбуждение дела по факту уголовного преступления, то есть уголовное дело;
— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;
— давать поручения органу дознания;
— в установленном законом порядке обжаловать те или иные решения прокуроров;
— осуществлять ряд иных полномочий, которые предусмотрены действующим законодательством.
Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Задачами органов предварительного следствия являются Поляков М.П., Федулов А.В. М.: Юрайт-Издат, 2005 :
- v быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- v всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
- v обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
- v обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
- v обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
- v установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
- v выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Так как дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования, я считаю необходимым показать сходства и различия между ними.
Можно выделить следующие общие черты:
- 1) Единые задачи;
- 2) Упомянутые государственные органы в каждом случае обнаружения признаков преступлений обязаны решить вопрос и возбуждении уголовного дела и провести по нему расследование;
- 3) Регулируются единым законодательным актом (УПК РФ от 18.12.2001 г.)
- 4) Заключаются в производстве одинаковых следственных действий с целью собирания, проверки и оценки доказательств.
Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.
Следует начать с того, что до��нание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.
К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:
- Главного судебного пристава РФ.
- ОВД Российской Федерации.
- Оперативные подразделения ФСБ РФ.
- Главного военного пристава.
- Федеральную пограничную службу.
- Главных судебных приставов субъектов РФ.
- Командиров соединений, воинских частей.
- Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
- Органы противопожарной службы России.
- Начальников военных гарнизонов или учреждений.
Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:
- Прокуратуры.
- ОВД.
- ФСБ.
При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.
При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:
- Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
- Начать действия, относящиеся к неотложным.
Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.
Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.
Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.
Система И Структура Органов Предварительного Следствия В России
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР . Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования); совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела — в 1965г.); изменение подследственности (например, передача в 1978 г. уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД); более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве (введение в 1965 г. в уголовный процесс специалистов); использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов об ОРД) и т. д. Заметим, однако, что если с 1963 г. следственный аппарат считался структурным подразделением МВД, УВД, то в 1970 г. следственные подразделения были включены в состав горрайорганов внутренних дел.
С предварительным следствием связан и руководитель следственного органа (п. 38.1 ст. 5 УПК), который в отличие от следователя обладает еще рядом организационных полномочий в основном контрольного характера по отношению к следователям своего подразделения. Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им следственного органа, дает согласие на проведение ряда следственных действий и принятие решений.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Участники уголовного судопроизводства
Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства
Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.
УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:
1. Суд
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:
- прокурор;
- следователь и руководитель следственного органа;
- орган дознания;
- дознаватель и начальник подразделения дознания;
- потерпевший;
- частный обвинитель;
- гражданский истец;
- представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:
- подозреваемый;
- обвиняемый;
- законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
- защитник;
- гражданский ответчик и его представитель.
4. Иные участники уголовного судопроизводства:
- свидетель;
- переводчик;
- понятой;
- эксперт;
- специалист.
В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.
Общие условия предварительного расследования
Замечание 1
Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.
Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.
Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:
- уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
- подследственность уголовных дел;
- обязательность предварительного следствия;
- место и начало проведения предварительного следствия;
- производство следственной группой предварительного следствия;
- срок предварительного следствия;
- деятельность органов дознания;
- общие правила следственных дел;
- окончание производства предварительного расследования;
- протоколирование следственных действий;
- удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
- меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
- обязательность рассмотрения ходатайств;
- соединение и выделение дел;
- использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
- недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
- принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
- участие понятых, переводчика, специалиста.
Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.
Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.
Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.
Названы пенсионеры, которых в январе 2023 года затронет двойная индексация пенсий
Эксперты рассказали, что ждать сразу две индексации выплат в начале следующего года могут те пожилые граждане, которые получают небольшие ежемесячные выплаты. Обычно их не хватает, чтобы обеспечить комфортные условия жизни.
Дело в том, что с января 2023 года будут повышены не только страховые пенсии, но и уровень прожиточного минимума. Таким образом, пожилые граждане, чья пенсия ниже прожиточного минимума, получат сразу две прибавки. На 4,8 процента будет увеличена пенсия, а с увеличением прожиточного минимума возрастет и социальная доплата к ней. Доплаты будут произведены в автоматическом режиме, писать заявлений пенсионерам не нужно.
В итоге несколько миллионов пожилых граждан в январе ждут сразу две прибавки к пенсии. И их общий размер может быть достаточно большим. В целом же по итогам этого года пенсии большинства пенсионеров должны вырасти на 15 процентов, что будет больше уровня инфляции на несколько пунктов.