Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за неуплату платной дороги в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство пропускных пунктов изначально оборудованы автоматизированными техническими средствами. Часть из них отвечает за регулирование проезда. А другая за ведение учета несанкционированных действий. Если раньше такие записи редко использовались, то теперь они служат основным доказательством при официальном составлении постановления об административном правонарушении. О ведение съемки проезжающие информируются специальными знаками.
Отмена штрафа при внесении оплаты за проезд
Рассмотрим примечание 1 к статье 12.214:
1. Лицо, привлеченное к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, и исполнившее обязанность по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, освобождается от административной ответственности, а дело об указанном административном правонарушении подлежит прекращению. В случае, если копия постановления о назначении административного наказания, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней после дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
Данное примечание говорит о том, что если водитель оплатит проезд по платной автодороге в течение 20 дней с момента вынесения постановления, то он будет освобожден от штрафа.
Например, Андрей проехал по платной автодороге 1 апреля 2021 года. 15 апреля 2021 года ему пришло постановление о наложении штрафа в размере 1 500 рублей за неоплату проезда (это постановление вынесено 7 апреля 2021 года).
В этом случае Андрею не обязательно сразу же оплачивать штраф. Ему достаточно лишь погасить долг перед организацией, обслуживающей платную автодорогу в течение 20 дней, то есть до 27 апреля 2021 года. После этого штраф будет отменен.
Важно понимать, что если водитель сделает наоборот и оплатит штраф, но не оплатит проезд по платной дороге, то этот долг останется за ним.
Есть ли штраф за проезд по платной дороге без оплаты?
До начала 2021 штрафы за неоплаченный проезд по платной дороге не существовали. Однако с 10 января вступил в силу новый закон, предусматривающий штрафы для легковых и грузовых автомобилей.
В КоАП введена статья 12.21.4, согласно которой штраф для легковой машины составляет 1500 руб., для грузовика или автобуса – 5000 руб.
В законе предусмотрена возможность заплатить за проезд без штрафа. Если это будет сделано в течение 20 дней после вынесения постановления, то штраф будет аннулирован. Важно иметь в виду, что датой отсчета этого периода считается не тот день, когда пришел штраф за неоплату проезда по платной дороге, а день вынесения соответствующего постановления. Кроме того, нужно быть внимательным: если будет оплачен штраф, а не сумма долга, то задолженность все равно останется.
Можно ли обжаловать штраф?
Правила проезда по ЦКАД начали работать недавно, как и система, которая контролирует их выполнение, поэтому не исключены сбои. Если водитель считает, что постановление об административном правонарушении вынесено неправомерно или не согласен с суммой, которую нужно оплатить за проезд, он может обратиться к Единому оператору ЦКАД или в «Автодор».
Самые частые жалобы автомобилистов:
- Проезда по платной дороге не было.
- Указан неверный размер задолженности.
- Зафиксирован чужой номер автомобиля – например, с заклеенной цифрой или замазанный грязью.
- Плата посчитана по неправильному тарифу (например, автомобиль с велобагажником посчитан системой как грузовик).
Обращения принимаются через форму обратной связи на сайте Единого оператора ЦКАД и на сайте «Автодор», по телефону (бесплатно по РФ) или электронной почте.
Что запрещает ездить бесплатно?
Увы, но безосновательными являются доводы некоторых автолюбителей о том, что вообще обязанности платить за проезд по дорогам в России нет, потому что самой Конституцией предписана свобода передвижения.
Такой обязанности, действительно, не прописано в ПДД. Однако, водители обязаны руководствоваться не только эти нормативным актом, который, к слову, законом то не является и имеет более низкий приоритет для исполнения, в отличие от последнего.
А вот саму возможность платных дорог и обязанность платить за проезд по ним устанавливают 2 правовых акта:
- Федеральный закон Об автомобильных дорогах (статья 40, в частности),
- изданное во исполнение указанного закона Постановление Правительства РФ №18.
Есть ли штраф за платные дороги в 2021 году?
Нет. На сегодняшний день это как раз та ситуация, когда требование законодательства есть, но ответственности нет. В частности, это не одно такое нарушение, есть целый ряд аналогичных. Давайте рассмотрим такие случаи:
- как мы выяснили выше, отсутствует штраф за проезд без оплаты по платной дороге,
- отсутствует наказание также за опасное вождение, хотя его достаточно чёткое определение в ПДД есть,
- также Правила запрещают превышать скорость даже на 1 км/ч, однако, ответственности за превышение до 20 км/ч тоже нет,
- есть ещё множество подобных нарушений (запрещённое движение задним ходом, создание опасности на дороге, выбор скорости, не соответствующей погодным и дорожным условиям и другие).
Если инспектор ДПС вас на дороге пытается оштрафовать за неоплаченный проезд по платному участку трассы или другой дороги, то это обман. Возможно, сотрудник в постановлении укажет иную нарушенную статью (например, проезд на красный сигнал светофора – который, к слову, как раз установлен со шлагбаумом в пункте взимания платы). Поэтому внимательно читайте постановление перед подписыванием и обжалуйте.
Вас также заинтересует:
- Какие новые штрафы ГИБДД за превышение скорости вступили в силу?
- Новый закон об обнулении штрафов ГИБДД – это правда или нет?
- Новые штрафы за брошенный автомобиль во дворе и за мытьё машины – правда или нет?
Итак, выше мы упоминали о новом штрафе ГИБДД за попытку бесплатного проезда по платному участку дороги. По состоянию на 2021 года он не введён и законную силу не имеет, поэтому информация об отсутствии наказания за неоплату, действительно, пока актуально. Но всё может измениться, если новый закон примут.
Речь идёт о проекте Федерального закона о введение в КоАП РФ соответствующей статьи, прямо предусматривающей новый штраф за платную дорогу в размере от 2 500 до 5 500 рублей.
Пока новый закон находится на рассмотрении и не принят, поэтому действующим данный штраф назвать нельзя – наказывать водителей законно сотрудники ГИБДД не могут. Однако, тот факт, что он уже принят по меньшей мере в первом чтении, говорит о многом – есть высокая доля вероятности его вступления в законную силу.
«Система взимания платы будет работать даже на высоких скоростях, останавливаться не нужно. То есть нет разгонов и торможения, для автомобилистов это снижение расхода ГСМ и комфорт», — рассказал в эфире «Радио Автодор» заместитель председателя правления Игорь Козубенко. Он отметил еще одно преимущество системы free flow — уже для строителей: существенная экономия денег. Так, при строительстве дороги с системой «свободный поток» только на этапе строительства затраты уменьшились на 37% по сравнению с обычной дорогой с пунктами взимания платы.
Оплата будет производиться посредством транспондеров, которые будут привязаны не к конкретному автомобилю, а к счету водителя. Кроме того, проезд можно будет оплатить в личном кабинете на сайте «Автодора» и в мобильном приложении компании.
Проезд по ЦКАД — как оплатить, проверить задолженность и не получить штраф
- Памятка Пользователя
- Заключение Договора на Электронные средства регистрации проезда
- Правила оказания платных услуг (pdf)
- Регламент оплаты услуг (pdf)
- Нарушения ПДД
- Справочник
- Шаблоны документов
- Памятка Пользователя
- Заключение Договора на Электронные средства регистрации проезда
- Правила оказания платных услуг (pdf)
- Регламент оплаты услуг (pdf)
- Нарушения ПДД
- Справочник
- Шаблоны документов
В первую очередь появляется нормативное регулирование терминов:
- электронное средство регистрации проезда – бесконтактный транспондер, который устанавливается на машине, и система оплаты проезда автоматически списывает деньги со счёта водителя;
- предоплата – внесение оплаты перед проездом по платной трассе в системе «свободный поток»;
- постоплата – оплата после проезда.
Большинство пропускных пунктов изначально оборудованы автоматизированными техническими средствами. Часть из них отвечает за регулирование проезда. А другая за ведение учета несанкционированных действий. Если раньше такие записи редко использовались, то теперь они служат основным доказательством при официальном составлении постановления об административном правонарушении. О ведение съемки проезжающие информируются специальными знаками.
Таким образом, штраф за бесплатный проезд платной дороги будет выписываться на основании фото и видеосъемки специальными камерами, работающими в автоматическом режиме. При условии, что регистрационный знак транспортного средства полностью читаем.
Тем не менее, не исключены ситуации, когда за соблюдением порядка могут выделяться патрульные группы. Иначе говоря, степень нарушения могут оценивать сами сотрудники ГИБДД с использованием видеозаписи.
Новый штраф для автомобилистов ввели в России
Итак, выше мы упоминали о новом штрафе ГИБДД за попытку бесплатного проезда по платному участку дороги. По состоянию на 2021 года он не введён и законную силу не имеет, поэтому информация об отсутствии наказания за неоплату, действительно, пока актуально. Но всё может измениться, если новый закон примут.
Речь идёт о проекте Федерального закона о введение в КоАП РФ соответствующей статьи, прямо предусматривающей новый штраф за платную дорогу в размере от 2 500 до 5 500 рублей.
Пока новый закон находится на рассмотрении и не принят, поэтому действующим данный штраф назвать нельзя – наказывать водителей законно сотрудники ГИБДД не могут. Однако, тот факт, что он уже принят по меньшей мере в первом чтении, говорит о многом – есть высокая доля вероятности его вступления в законную силу.
Большинство пропускных пунктов изначально оборудованы автоматизированными техническими средствами. Часть из них отвечает за регулирование проезда. А другая за ведение учета несанкционированных действий. Если раньше такие записи редко использовались, то теперь они служат основным доказательством при официальном составлении постановления об административном правонарушении. О ведение съемки проезжающие информируются специальными знаками.
Таким образом, штраф за бесплатный проезд платной дороги будет выписываться на основании фото и видеосъемки специальными камерами, работающими в автоматическом режиме. При условии, что регистрационный знак транспортного средства полностью читаем.
Тем не менее, не исключены ситуации, когда за соблюдением порядка могут выделяться патрульные группы. Иначе говоря, степень нарушения могут оценивать сами сотрудники ГИБДД с использованием видеозаписи.
Стоит отметить, что для нарушителей существует некоторая «поблажка». Она заключается в том, что в течение суток после фиксации первого нарушения, все последующие учитываться не будут. То есть, если в течение дня водитель пересек несколько пунктов оплаты без внесения денег в кассу, то они не суммируются. Учитывается лишь первый раз. Но данный регламент действует только при фиксации действий автовладельца техническими приборами. Если он будет «пойман» инспектором, то все предыдущие «достижения» не будут иметь значения.
Нет. На сегодняшний день это как раз та ситуация, когда требование законодательства есть, но ответственности нет. В частности, это не одно такое нарушение, есть целый ряд аналогичных. Давайте рассмотрим такие случаи:
- как мы выяснили выше, отсутствует штраф за проезд без оплаты по платной дороге,
- отсутствует наказание также за опасное вождение, хотя его достаточно чёткое определение в ПДД есть,
- также Правила запрещают превышать скорость даже на 1 км/ч, однако, ответственности за превышение до 20 км/ч тоже нет,
- есть ещё множество подобных нарушений (запрещённое движение задним ходом, создание опасности на дороге, выбор скорости, не соответствующей погодным и дорожным условиям и другие).
Если инспектор ДПС вас на дороге пытается оштрафовать за неоплаченный проезд по платному участку трассы или другой дороги, то это обман. Возможно, сотрудник в постановлении укажет иную нарушенную статью (например, проезд на красный сигнал светофора – который, к слову, как раз установлен со шлагбаумом в пункте взимания платы). Поэтому внимательно читайте постановление перед подписыванием и обжалуйте.
Перед въездом на платную дорогу располагаются специальные пункты, в которых взимается плата. Заметить их не составляет труда, а также путь машинам преграждается шлагбаумом. Для проезда через этот пункт нужно внести плату на основании действующих тарифов.
Размер платы зависит от того, в какое время суток проезжает машина по дороге. Без оплаты проезд по дорогам М4 запрещен.
Оплачивать услугу можно наличным или безналичным способом, для чего нужно остановиться возле специальной кассы. В ней работает кассир, взимающий плату. Система автоматически определяет класс машины, поэтому рассчитывается размер платежа. Только после перечисления средств открывается шлагбаум, а водитель получает квитанцию об оплате. Этот платежный документ нужно сохранить, так как он может понадобиться при выезде с платной дороги.
Увы, но безосновательными являются доводы некоторых автолюбителей о том, что вообще обязанности платить за проезд по дорогам в России нет, потому что самой Конституцией предписана свобода передвижения.
Такой обязанности, действительно, не прописано в ПДД. Однако, водители обязаны руководствоваться не только эти нормативным актом, который, к слову, законом то не является и имеет более низкий приоритет для исполнения, в отличие от последнего.
А вот саму возможность платных дорог и обязанность платить за проезд по ним устанавливают 2 правовых акта:
- Федеральный закон Об автомобильных дорогах (статья 40, в частности),
- изданное во исполнение указанного закона Постановление Правительства РФ №18.
Проезд по платной дороге: новый штраф за неоплату проезда в 2021
В декабре 2020 г. в КоАП РФ была добавлена статья 12.21.4 «Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог». Наказание по этой статье предполагает штраф в размере 1500 руб. для водителей легковых автомобилей и 5000 руб. для водителей грузовиков и автобусов.
Правила направлены на развитие новой системы «Свободный поток», которая тестируется с марта 2020 г. Предполагается, что с дорог полностью уберут шлагбаумы, пункты оплаты и иные технические сооружения, замедляющие движение транспорта. Пока что система работает на ЦКАД в Московской области, но в дальнейшем планируется ее расширение.
Изменения начали действовать с 10 января 2021 г.
Порядок оплаты штрафа
Случайно проехать по платной дороге, не зная этого, сложно — для водителей установлено множество информационных стендов и других предупреждений. Однако проезд без билета еще не означает о наступлении административной ответственности.
Для начала нужно узнать о наличии задолженности за проезд. Сделать это можно на официальном сайте «Автодора», в мобильном приложении или пункте самообслуживания. Если система показывает безбилетный проезд по запрашиваемому номеру ТС, следует произвести пост-оплату в течение 5 дней без какого-либо штрафа.
Если нарушить пятидневный срок, придет штраф, но также предоставят еще 20 дней на оплату билета. На этом этапе штраф все еще может быть аннулирован. Только после истечения 20 дней водитель будет привлечен к административной ответственности и обязан заплатить возложенный штраф.
Число автомобилистов, не оплачивающих проезд по скоростным автодорогам, продолжает снижаться. Сейчас доля неплательщиков составляет 0,4 процента, таков средний показатель по трассам Автодора на август. Ранее мы писали, что доля «зайцев» достигала девяти процентов!
Государственная компания «Автодор» уделяет большое внимание контролю соблюдения пользователями правил оплаты проезда по платным дорогам.
Потому что нарушение порядка оплаты проезда является причиной дорожно-транспортных происшествий и возникновения заторов на Пунктах взимания платы (ПВП).
Желающие проскочить, прижавшись бампер к бамперу к впереди едущей машине, нередко устраивали аварии. Встречались и такие, кто сознательно шел на повреждение дорогостоящих шлагбаумов.
В рамках плана мероприятий по предотвращению проездов без оплаты через Пункты взимания платы реализованы две задачи. Во-первых, установка на полосах ПВП комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил проезда на запрещающий сигнал светофора. Во-вторых, установка металлических стрел выездных шлагбаумов взамен карбоновых в «мягком» противоударном чехле.
На сегодняшний день металлические стрелы установлены на всех полосах автомобильной дороги М-4 «Дон» (321 полос), на 73-х полосах автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург», на 34-х полосах на автодороге М-3 «Украина».
Кроме того, установлены комплексы «Фотофиниш» в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях.
С момент ввода их в эксплуатации Госавтоинспекция выписала 43 тысячи штрафов на сумму 67,1 млн рублей, при этом шесть тысяч штрафов выписано за повторные нарушения. Все деньги, как и другие поступления от штрафов за нарушения ПДД, пошли в региональные бюджеты.
Фиксация нарушений возымела эффект: если в феврале текущего года количество штрафов доходило до тысячи в сутки, то в августе их было в среднем около 45.
Сейчас нарушителей штрафуют в соответствии со статьей 12.12 КоАП РФ за «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика на одну тысячу рублей. За повторное такое нарушение в течение года – на пять тысяч рублей.
Государственной компанией совместно с Министерством транспорта Российской Федерации разработан пакет поправок в законодательство, устанавливающих ответственность за неоплату проезда по платным автомобильным дорогам, предоставляющих Ространснадзору полномочия по привлечению пользователей к ответственности за нарушение правил внесения платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Поправки также устанавливают ответственность за неоплату проезда по платным дорогам, на которых применяются системы взимания платы технологии «Свободный поток». Такая система взимания платы будет реализована на автомобильной дороге ЦКАД. В настоящее время пакет законопроектов находится на рассмотрении в Правительстве РФ.
Есть ли штраф за платные дороги в 2021 году?
Нет. На сегодняшний день это как раз та ситуация, когда требование законодательства есть, но ответственности нет. В частности, это не одно такое нарушение, есть целый ряд аналогичных. Давайте рассмотрим такие случаи:
- как мы выяснили выше, отсутствует штраф за проезд без оплаты по платной дороге,
- отсутствует наказание также за опасное вождение, хотя его достаточно чёткое определение в ПДД есть,
- также Правила запрещают превышать скорость даже на 1 км/ч, однако, ответственности за превышение до 20 км/ч тоже нет,
- есть ещё множество подобных нарушений (запрещённое движение задним ходом, создание опасности на дороге, выбор скорости, не соответствующей погодным и дорожным условиям и другие).
Если инспектор ДПС вас на дороге пытается оштрафовать за неоплаченный проезд по платному участку трассы или другой дороги, то это обман. Возможно, сотрудник в постановлении укажет иную нарушенную статью (например, проезд на красный сигнал светофора – который, к слову, как раз установлен со шлагбаумом в пункте взимания платы). Поэтому внимательно читайте постановление перед подписыванием и обжалуйте.
Сколько придется заплатить
Тарифы для каждой категории транспорта будут разными, точные цифры будут известны ближе к запуску новой дороги.Чтобы представить себе тарифы на ЦКАД, нужно обратить внимание на действующие, советует Антон Чуйкин.
«Если мы хотим представить тариф на концессионную дорогу, нужно смотреть на дорогие трассы — ЗСД, начальный участок М11 от Москвы до Солнечногорска. Если мы хотим себе представить стоимость проезда по обычной платной трассе, которая строилась без концессии, смотрим на тарифы М3 в Калужской области, М4, М11 от Солнечногорска до Санкт-Петербурга», — поделился с «Известиями» своими догадками Чуйкин.
Свободный поток3
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
При необходимости можно оплатить весь маршрут заранее: после поездки система сверит маршрут и спишет деньги. Если их недостаточно, вступает в силу главное нововведение в российское законодательство — штраф за неоплаченный проезд.
Можно ли и как избежать ответственности?
Стоит отметить отдельно и главную особенность правоприменения нового штрафа за бесплатный проезд по платному участку трассы, которая предусмотрена Примечанием №1 в проекте закона 2022 года.
Процитируем её буквально:
Исполнение лицом, привлечённым к административной ответственности, обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог до истечения срока, предусмотренного статьёй 32.2 настоящего Кодекса, является основанием для освобождения от административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Видим отсылку на статью 32.2 КоАП РФ, в которой речь идёт об исполнении наказания – то есть уплате штрафа ГИБДД. Но упоминается лишь срок оплаты – только уже не штрафа, а непосредственно проезда по «платке», и в данном случае оба этих срока равны – 60 дней.
Таким образом, законном избежать штрафа за бесплатный проезд по платной дороге можно, лишь оплатив сам проезд в течение 60 дней после наступления факта нарушения.
Вот такое шикарное послабление предусмотрели законодатели. Впрочем, остаётся очень непонятным вопрос о том, как камеры автофиксации будут выписывать штрафы. Придётся их либо научить проверять, заплатил ли водитель за проезд по платной трассе позднее, либо сам штраф за неуплату будет выписываться только по истечении 60 дней.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новые штрафы за брошенный автомобиль во дворе и за мытьё машины – правда или нет?
- Новые штрафы с февраля и 20 января 2022 года – правда или нет?
- Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 сентября – правда или «утка»?