Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Презентация «Социальный фонд России в 2023 году»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Основы работы соцстрахования в нашей стране можно узнать из понятия, представленного в аб. 3 ст. 1 ФЗ № 165.
Там сказано, что соцстрахование представляет собой систему юридических, организационных и экономических мероприятий, направленность которых – минимизация негативных последствий для граждан, непосредственно связанных с наступлением старости, приобретением инвалидности, беременностью, родами, временной неспособностью трудиться, профессиональными травмами на производстве и др.
Если говорить конкретнее, то система работает следующим образом:
- гражданин приобретает статус застрахованного – например, устраиваясь на работу или добровольно вступая в соответствующие правоотношения, если такая возможность предусмотрена законом;
- работодатель начинает платить за указанного гражданина страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на “травматизм”, тем самым гарантируя ему будущую пенсию, бесплатное медицинское обслуживание в госклиниках, выплату больничного пособия, определенную сумму денег при получении травмы на рабочем месте и др.;
- данные взносы формируют бюджет, соответственно, фондов – пенсионного (ПФР), медицинского (ФОМС) и социального (ФСС);
- у гражданина возникает страховой случай – например, утрачивание заработка в связи с пенсионным возрастом (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 165);
- гражданин посещает или напрямую фонд, или своего налогового агента (работодателя) с письменным заявлением и документацией, подтверждающей страховой случай;
- гражданину назначаются выплаты за счет бюджета фонда – например, страховая пенсия согласно 400-ФЗ от 28. 12. 2013.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.
Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.
Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.
В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:
- Обеспечение временных пособий;
- Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
- Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
- Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
- Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
- Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
- Выплата пособий при рождении детей.
Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.
Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.
Фондом социального страхования (далее – ФСС) называется государственная не бюджетная организация, которая осуществляет обязательное страхование граждан РФ.
Ее структура и порядок деятельности устанавливаются:
- КРФ.
- БК и НК РФ;
- ФЗ «Об основах ОСС».
- ФЗ «О бюджете ФСС».
- ПП «О ФСС».
- Положением «О ФСС» и другими локальными нормативными актами.
Регламентируют деятельность этой внебюджетной организации также ФЗ № 10, 81, 95, 97, 125, 212, 217, 255, указы главы государства и правительственные распоряжения.
ФСС является независимой финансово-кредитной организацией. Его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.
Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:
- исполнительные;
- руководящие;
- контролирующие.
Исполнительными органами ФСС являются:
- региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации;
- центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях;
- филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.3 Положения «О ФСС» — ПП №101).
Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством.
В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда – это правление (далее – ПФСС), а для его отраслевых подразделений – координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.
В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.
Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения – в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» — ПП №101) .
Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие. Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда.
Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью.
В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год.
Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с:
- налоговой инспекцией;
- профсоюзами.
Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.
Какие функции выполняет социальное страхование в России, смотрите здесь.
Бюджет ФСС не является частью государственного бюджета. Проект закона «О бюджете ФСС» утверждается отдельно каждый год. Основная финансовая смета ФСС состоит из расходов и доходов на годовой период.
Средства организации формируются за счет:
- страховых выплат работодателей;
- страховых перечислений предпринимателей;
- за счет доходной части от инвестиционной деятельности;
- за счет бюджетных отчислений;
- других способов денежных перечислений, незапрещённых действующим законодательством.
Схема поступлений в фонд по видам в 2014 году (рубли)
К доходной группе единого социального налога относятся следующие виды выплат:
- материальная помощь по временной нетрудоспособности из-за общего заболевания или ухода за больным членом семьи;
- материальная помощь для беременных и на случай родов;
- материальная помощь при постановке на учет (при тяжело протекающей беременности на ранних сроках);
- материальная помощь в случае рождения ребенка;
- материальная помощь по уходу за ребенком возрастом до полутора года;
- обязательное пособие на погребение;
- расходы на санаторно-курортное лечение работников.
К доходной группе взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся такие выплаты:
- материальная помощь для временно нетрудоспособных работников из-за полученной производственной травмы или профессионального заболевания;
- выплаты на санаторно-курортное лечение, медицинский уход и прочие расходы, связанные с физической и социальной реабилитацией человека.
Часть доходов формируется также за счет средств федерального бюджета. К входящим выплатам этой группы относятся:
- Покрытие льгот по выплате пособий и отчислений на санаторно-курортное лечение лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф.
- Возмещение выплат связанных с предоставлением пособий ветеранам ВОВ.
Доходы ФСС в меньшей степени формируются за счет пени, штрафов и прибыли от размещения свободных средств. Очевидно, что основными видами наполнения бюджета ФСС являются налоги.
На 2014 год было утверждено получение доходов в размере 565 млрд рублей. Получено было только 157,6 млрд рублей. Величина профицита составила 39,6 миллиардов рублей.
Избыточные средства в 2014 году сформировались за счет сокращения доходов. На 2015 год утверждена новая доходная планка – это 608, 4 млрд рублей.
Какие пособия выплачиваются из ФСС в 2022 году
Полученные средства расходуются ФСС после распределения, проведенного председателем и главным бухгалтером. На местах в региональных представительствах за это отвечают управляющий и главный бухгалтер организации.
Бюджетным законодательством устанавливаются следующие статьи расходов:
- на решение общегосударственных вопросов;
- на установление международных контактов и развитием межгосударственного сотрудничества;
- расходы на образование (выплаты связанные с переподготовкой и повышением квалификации кадров);
- связанные с социально-политической сферой (выплаты населению социальной помощи, пособий в случае временной нетрудоспособности, беременности, родов, а также связанных с медицинской и социальной реабилитацией больных работников).
Фактически средства фонда расходуются на:
- выплату пособий;
- оплату санаторных путевок в полном или частичном размере;
- оплату проезда в общественном транспорте в полном или частичном объеме;
- финансирование деятельности ФСС и его структурных подразделений в регионах;
- частичную компенсацию расходов санаторно-курортных и прочих оздоровительных учреждений, спортивных школ;
- иные цели в соответствии с годовыми заданиями, которые стоят перед фондом.
Средства ФСС расходуются в форме выплаты следующих пособий:
- По временной нетрудоспособности.
- По беременности и родам, а также женщинам, ставшим на учет в больнице на ранних сроках беременности.
- При рождении ребенка.
- При усыновлении ребенка.
- По уходу за ребенком до момента достижения им полутора лет.
- На погребение и гарантированные расходы из перечня ритуальных услуг.
Схема расходов фонда по видам в 2014 году (рубли)
Большая часть средств ФСС в 2014 году была расходована на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.
Бюджетом на этот год были установлены расходы в размере 564,9 млрд рублей. Фактически расходовано только 118,1 миллиарда рублей.
Это самый низкий показатель расходов бюджета ФСС за последние пять лет. Но именно такая экономия и стала причиной внушительного профицита бюджетных средств за аналогичный период.
Более высокие показатели были только в 2011-2012 годах, когда фонд смог избавиться от продолжительного дефицита средств.
На 2015 год запланированы расходы в размере 621 миллиардов рублей. Утверждённый профицит в размере 14,4 миллиарда рублей можно считать результатом чрезмерно оптимистичных прогнозов, относительно наполнения бюджета ФСС.
Деятельность фонда социального страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ и состоит из: региональных отделений; центральных отраслевых отделений; филиалов отделений.
Основным источником денежных средств фонда является единый социальный налог.
Финансовые функции Фонда заключаются в:
- регулировании финансовых потоков;
- аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования;
- обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.
Характерной особенностью функционирования системы государственного социального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выплате пособий, прежде всего пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет работодатель.
Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово – контрольные функции.
- Средства централизованного резерва Фонда направляются на дотации региональных отделений Фонда с целью осуществления расходов по выплате пособий и на проведение оздоровительных мероприятий.
- Региональные отделения и центральный аппарат Фонда осуществляет контроль:
- за своевременным и правильным начислением работодателями страховых взносов,
- за целевым использованием страховых средств, обоснованностью назначения и выплат различных пособий, поступлением средств по частичной оплате путевок на санаторно-курортное лечение.
Распределением средств социального страхования на предприятии занимаются руководитель и главный бухгалтер, которые несут ответственность за правильность их использования.
При этом рассмотрение спорных вопросов по обеспечению пособиями по социальному страхованию, а также распределения путевок на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и т.д.
должны осуществляться на этом предприятии комиссией по социальному страхованию.
Cтрахование как экономическая категория
В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.
Страховые взносы платятся с выплат работникам:
- По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
- По договорам авторского заказа.
- По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.
Для большинства компаний установлен основной базовый тариф страховых взносов в размере 30 %:
- 22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах величины базы для исчисления страховых взносов,
- 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах базы,
- 5,1 % на обязательное медицинское страхование.
Сверх предельной величины базы страховые взносы уплачиваются в ПФРпо тарифу 10 %.
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) | Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) | Обязательное медицинское страхование (ОМС) | |||
До достижения предельной величины базы | Свыше предельной базы | Для россиян и иностранных высококвалифицированных специалистов | Для иностранцев без гражданства РФ и временно пребывающих | Свыше предельной базы | |
22% | 10% | 2,9% | 1,8% | 0% | 5,1% |
ФСС и ФОМС. Государственные внебюджетные фонды (часть 2)
Федеральные законы и подзаконные акты:
1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ;
3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ;
5. Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями;
6. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
7. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;
8. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»;
10. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ);
11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»;
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | |||
---|---|---|---|---|
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) |
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) |
Обязательное медицинское страхование (ОМС) |
||
в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц | в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу граждан РФ | в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу : — иностранных граждан; — лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ |
||
В пределах 1 565 000 (ОПС) / 1 032 000 (ОСС) рублей | 22,0% (max 344 300 руб.) |
2,9% (max 29 928 руб.) |
1,8% (max 18 576 руб.) |
5,1% |
Свыше 1 565 000 (ОПС) / 1 032 000 (ОСС) рублей | 10,0% | — | — |
За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными специалистами.
Для исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, соответственно страховой тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.
Как рассчитывается размер пособий?
Размер минимальных пособий исчисляется исходя из размера МРОТ, установленного законодательством. Некоторые пособия фиксированы и не нуждаются в подсчете. Начисления для работающих граждан или людей с официальным доходом в течение последнего года, рассчитываются пропорционально среднему заработку. Различные виды субсидий назначают в индивидуальном порядке.
Пособия в России классифицируют исходя из получателей платежа, периода получения государственной поддержки, размера, назначения, способа предоставления и разновидности. В 2023 году все пособия проиндексированы в сторону повышения.
Особое место в социальных выплатах занимают пособия по беременности и родам. Для расчета итоговой суммы государственной поддержки важно знать значение МРОТ или средний показатель личного дохода за последние три месяца.
Обязательное пенсионное страхование
Согласно действующего законодательства под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Особенности организации взаимоотношений при обязательном пенсионном страховании для плательщиков страховых взносов – работодателей устанавливаются законодательно.
Пенсионное страхование представляет собой один из социально значимых видов личного страхования. Пенсия как выплата после прекращения трудовой деятельности гражданина является, по сути, его замещенным доходом.
Основой построения пенсионной системы является риск старости – самый крупный социальный риск в рыночных условиях. Для пожилых людей основным источником доходов является пенсия. В связи с этим становится важным оптимальное функционирование созданных, создаваемых либо реформируемых пенсионных систем.
Основными задачами реформирования в России государственной пенсионной системы были определены следующие: усиление страховых принципов в перераспределении средств Пенсионного фонда России (ПФР); создание устойчивой бюджетно-финансовой системы государственного пенсионного обеспечения;
оптимизация структуры расходов ПФР; ликвидация обязательств, которые не обеспечены уплаченными взносами и не имеют страховой характер; организация соответствия механизмов учета пенсионных прав застрахованных лиц и формирования пенсионных обязательств ПФР, исходя из обеспечения сбалансированности бюджета ПФР.
За рассматриваемый период в сформированную пенсионную систему государство не раз вносило корректировки вектора ее развития, имея конечной целью вносимых пенсионных преобразований достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему.
Новая пенсионная система призвана в целом положительно повлиять на уровень жизни населения. Ожидается, что граждане будут мотивированы к большей трудовой активности.
В рамках существующей в России модели пенсионной системы (распределительно-накопительной) формируются такие виды пенсий, как страховая пенсия (по старости, по инвалидности, по потере кормильца) и накопительная пенсия.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами законодательства.
Страховая пенсия определяет формирование пенсионных прав застрахованного лица, а поступившие средства направляются на выплату пенсий современным пенсионерам, тем самым предоставляя возможность выполнить обязательства ПФР перед нынешними пенсионерами. Предполагается, что сформированные за весь трудовой период права будут финансировать аналогичным образом последующие поколения. Обслуживает соответствующий пенсионный счет ПФР. Страховая часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом инфляции и средней заработной платы в стране.
Следует учесть изменения, которые были внесены в законодательство с 2010 г.,
а именно: страховая часть трудовой пенсии делится на солидарную и индивидуальную:
1) солидарная часть страховой пенсии, аккумулируется на общем, солидарном счете ПФР и направляется на формирование фиксированной выплаты (ФВ) страховой пенсии и резервов ПФР;
2) индивидуальная часть страховой пенсии – это расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, его будущая страховая пенсия. Данные средства зачисляются на личный счет застрахованного лица, которыми он фактически распоряжаться не может, и фиксируются в виде пенсионных прав. В реальности данные денежные средства идут на выплаты нынешним пенсионерам. С 2014 г. данные пенсионные права осуществляются в виде накопленных индивидуальных баллов. Накопленные права (баллы) предназначены для будущего личного пользования, т. е. не наследуются.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:
а) достижение пенсионного возраста. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, правом на которую обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан;
б) наличие страхового стажа;
в) наличие минимальной суммы пенсионных баллов – не менее 30 (с 2025 г.).
Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии (табл. 13).
Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и страхового (трудового) стажа. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.
Страховая пенсия по старости (СП) рассчитывается по формуле:
СП = ИПК СИПК + ФВ,
где ИПК – сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии;
СИПК – стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии (в 2016 г. – 74,27 руб., ежегодно индексируется государством);
ФВ – фиксированная выплата.
Таблица 13
Год | Минимальный страховой стаж | Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов | Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента | |
---|---|---|---|---|
При отказе от формирования накопительной пенсии | При формировании накопительной пенсии | |||
2015 | 6 | 6,6 | 7,39 | 7,39 |
2016 | 7 | 9 | 7,83 | 7,83 |
2017 | 8 | 11,4 | 8,26 | 5,16 |
2018 | 9 | 13,8 | 8,70* | |
2019 | 10 | 16,2 | 9,13* | |
2020 | 11 | 18,6 | 9,57* | |
2021 | 12 | 21 | 10 | 6,25 |
2022 | 13 | 23,4 | 10 | 6,25 |
2023 | 14 | 25,8 | 10 | 6,25 |
2024 | 15 | 28,2 | 10 | 6,25 |
2025 и позднее | 15 | 30 | 10 | 6,25 |
Корпоративное социальное страхование – страхование социальных рисков персонала как интересов входящих в корпорацию юридических и физических лиц. Эти интересы могут либо совпадать, либо противостоять в зависимости от особенностей корпораций как организационной, экономической и юридической структуры, их места в экономике страны и роли в обеспечении материальных и социальных потребностей работников.
Деятельность современных предприятий зависит от сложной сети социальных отношений. Долгосрочный коммерческий успех предприятия возможен только в условиях социальной стабильности, поэтому ключевым фактором успеха в данной ситуации является построение эффективной социальной политики предприятия, эффективного использования в этом процессе человеческого фактора.
Социальная политика, проводимая предприятием, означает деятельность работодателей и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала.
Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, то тем самым предоставляется больше возможностей для реализации работниками способностей и для их эффективной работы.
Существует две формы социального страхования:
- Обязательное страхование;
- Добровольное страхование.
Обязательное социальное страхование — это вид государственных социальных гарантий, которые обеспечиваются посредством целевых внебюджетные (государственных или общественных) фондов.
Под обязательным социальным страхованием можно понимать систему социальной защиты граждан, состоящую в страховании работающего населения от изменения социального и/или материального их положения, в частности, по независящим от них причинам. Если расшифровать подробно, сюда относится страхование при наступлении нетрудоспособности в связи с инвалидностью, безработицей, наступлением пенсионного возраста, болезнью, материнства.
В обязательном социальном страховании действует принцип неполного самофинансирования. Если фонд имеет дефицит, то государство помогает фонду средствами государственного бюджета.
Можно выделить несколько проблем, присущих обязательному социальному страхованию в Российской Федерации на сегодняшний день:
- Во-первых, наблюдается доминирование роли государства в управлении данной системой;
- Во-вторых, весьма существенная проблема – это несбалансированный характер финансовых ресурсов, которые имеют тенденцию к уменьшению;
- В-третьих, невысокая степень страховой защиты, которая не соответствует реальному уровню жизни.
Таким образом, необходимо снизить роль государства в управлении обязательным социальным страхованием, для того, чтобы более активно развивать институт негосударственных фондов. Далее, с целью роста финансовых ресурсов, усилить ответственность работодателей за использование нелегальных схем при расчете заработной платы, механизма серых и черных зарплат, повысить прозрачность экономической системы в целом.
Государство является гарантом устойчивости социальных фондов и программ обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование подразделяется на два вида:
- Общее страхование;
- Профессиональное страхование.
Общее обязательное страхование – это вид страхования, который имеет сферу распространения на всех лиц, которые работают по трудовому договору / контракту.
Обязательное профессиональное страхование – вид страхования, который распространяется на лиц, работающих в сферах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными условиями труда.
Страховые взносы и материальное обеспечение в обязательном профессиональном страховании значительное выше, чем в обязательном общем страховании.
Добровольное социальное страхование — это вид страхования, которое имеет в своей основе принцип коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.
Черты добровольного социального страхования:
- демократизм и самоуправление в сфере управления страховыми фондами;
- социальное партнерство работодателей и наемных работников;
- тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.
Сегодня фонды добровольного социального страхования чаще всего рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию. Это связано с недостаточным уровнем гарантий со стороны государства в системе обязательного социального страхования и высоким уровнем доходов страхователей. Такое взаимное дополнение фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.
Так же в государстве существуют вид частного страхования как разновидность добровольного личного страхования граждан. Частное страхование действует за счет взносов физических и юридических лиц, частных страховых компаний пенсионных фондов.
Принципы частного страхования:
- рыночная эквивалентность индивидуальной оценки социального риска;
- зависимость размера возмещения от индивидуальной платежеспособности застрахованного лица;
- взаимосвязь программы страхования с размером индивидуального взноса застрахованного лица.
Частным страхованием занимаются обычно коммерческие страховые компании.
В стране с развитой рыночной экономикой система страхования включает в себя государственные, коллективные и частные институты, коммерческие и некоммерческие общества.
Главные принципы осуществления ОСС
К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:
- устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;
- обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;
- гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;
- гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;
- государственное управление системой обязательного социального страхования;
- равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;
- обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;
- правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;
- налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;
- независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.
Важность и необходимость страхования материнства
Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.
Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:
- пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
- единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
- единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
- пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.
Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.
СФР организует и проводит в своём центральном аппарате, территориальных органах и подведомственных учреждениях мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите работников Фонда и материальных ценностей от опасностей, возникающих при:
- военных конфликтах или вследствие их;
- чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Фонд выполняет требования по защите своих объектов от терроризма и обеспечивает их пожарную безопасность.
Также Социальный фонд России обеспечивает защиту:
- сведений государственной тайны;
- иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что огромное количество людей, нуждающихся в социальном страховании, обязательно получит его, если обратится в соответствующие инстанции. Многие должны задуматься над тем, что они теряют, работая на предприятии не официально. Социальная защита граждан осуществляется специалистами государственных инстанций круглогодично. Человек, нуждающийся в социальной защите, имея официальное трудоустройство, гарантировано получит выплату при страховом случае.
Рассчитывая выплату, сотрудник соцстраха учитывает все отчисления, сделанные работодателем за весь период работы сотрудника, наемного рабочего. Исходя из этой суммы, в случае необходимости человеку компенсируют лечение или оздоровление. Если нанесен вред здоровью на рабочем месте, работодатель самостоятельно рассчитает отчисления и в срок сдаст отчет в местное управление социального страхования.
Введение
Необходимость обезопасить себя при наступлении неблагоприятного случая создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба инициирует страховой интерес у лица, стремящегося к страховой защите. Так появляется потребность в страховой услуге, которую может оказать страховая организация, имеющая свой интерес — доходы от страховой деятельности.
Рискованный характер общественного производства — главная причина возникновения страховых отношений. Экономический субъект осуществляет свою деятельность при условии, что существует вероятность наступления определенных событий, результатом которых будет убыток и при его значительной величине — финансовая несостоятельность субъекта. В связи с этим и необходимо создание системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, способных негативно повлиять на производственные процессы.
раскрыть понятие и сущность обязательного социального страхования;
определить принципы и функции обязательного социального страхования;
проанализировать правовое регулирование основных видов обязательного социального страхования.
Цель курсовой работы состоит в выделении различных видов страхования, принципов и функций страхования и их особенностей в соответствии с действующим законодательством.
1. Понятие страхования и страховой деятельности
.1 Основные понятия страхования
Страхование — универсальный инструмент, созданный человечеством для экономической защиты своих имущественных интересов. Сегодня без него в не совершается ни одной коммерческой сделки, не действует практически ни одно предприятие. Страхование — это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения). Одна сторона (субъект) — это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам — юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам).
Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течение согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором.
Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения — это юридические или физические лица, называемые страхователями.
Страхователь — физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.
Страхователь обладает определённым страховым интересом. Через страховой интерес реализуются конкретные отношения, в которые вступает страхователь со страховщиком. Страхователь, выступающий на международном страховом рынке, может также называться полисодержателем. Страховщик — организация (юридическое лицо), проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда.
В Российской Федерации Страховщиками в настоящее время выступают акционерные страховые компании. В международной страховой практике для обозначения страховщика также используется термин андеррайтер. Страховщик вступает в конкретные отношения со страхователем. В своих действиях, формируя эти отношения, он руководствуется имеющимися у страхователя и в обществе в целом страховыми интересами.
При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом), при котором страхователю нанесен ущерб, страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение.
Из анализируемых определений следует, что страховщик и страхователь регулируют страховое экономическое отношение специальным договором.
Объективная необходимость гражданина или предприятия в страховании выражается в том, чтобы получить денежную компенсацию страховой организации в случае наступления страхового случая. При этом гарантия предоставления этой компенсации в большинстве случаев дается не бесплатно. Для получения страховки обычно требуется уплатить страховой взнос (премию).
Застрахованный — физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты.
Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключён договор страхования.
Страховой интерес — мера материальной заинтересованности физического или юридического лица в страховании.
Страховая сумма — денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, жизнь, здоровье, трудоспособность.
Объект страхования — жизнь, здоровье, трудоспособность — в личном страховании; здания, сооружения, транспортные средства, домашнее имущество и другие материальные ценности — в имущественном страховании.
Страховой полис — документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю (застрахованному). Он удостоверяет заключённый договор страхования и содержит все его условия.
Страховая оценка — критерий оценки страхового риска. Характеризуется системой денежных измерителей объекта страхования, тесно увязанных с вероятностью наступления страхового случая. В качестве страховой оценки могут быть использованы действительная стоимость имущества или какой-либо иной критерий. В международной практике вместо термина страховая оценка применяется термин страховая стоимость.
Страховое обеспечение — уровень страховой оценки по отношению к стоимости имущества, принятой для цели страхования. В организации страхового обеспечения различают систему пропорциональной ответственности, предельный и систему первого риска.
Система пропорциональной ответственности — организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает выплату страхового возмещения в заранее фиксированной доле. Страховое возмещение выплачивается в размере той части ущерба, в какой страховая сумма составляет пропорцию по отношению к оценке объектов страхования. Например, если страховая сумма равна 80% оценки объекта страхования, то и страховое возмещение составляет 80% ущерба. Оставшаяся часть ущерба (в данном примере 20%) остаётся на риске страхователя. Указанная доля страхователя в покрытии ущерба называется франшизой или собственным удержанием страхователя.