Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальный трудовой стаж для назначения пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С введением в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 2002 года по-новому стал определяться стаж, учитываемый для пенсии по старости. Главная его функция свелась к установлению права на получение пенсии. Он стал называться страховым, а его отличительной особенностью оказалась привязка к факту уплаты в этот период страховых взносов в ПФР. При этом величина пенсии начала зависеть не от стажа, а от суммы уплаченных взносов.
Что входит в специальный стаж
Отдельно следует остановиться на вопросе, что входит в специальный трудовой стаж. Закон (ст. 30, 31 ФЗ-400, ТК РФ) предусматривает такие обстоятельства работы:
Кроме того, он начисляется следующим сотрудникам:
Конкретный список должностей и профессий утверждается постановлениями правительства РФ.
Для некоторых должностей существует такое понятие, как выслуга лет. Что значит выслуга лет в трудовом стаже и на кого она распространяется? Обычно на нее вправе рассчитывать военные, работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний, космонавты, таможенники, судьи — все те, кого традиционно называют силовиками. По сути, это все тот же специальный стаж, в соответствии с которым пенсию назначают раньше общего установленного срока.
3.2. Специальный трудовой стаж
- Специальный трудовой стаж является одним из видов трудового стажа наряду со страховым и непрерывным стажем.
- Специальный трудовой стаж учитывается для назначения досрочной трудовой или государственной пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста для некоторых категорий граждан, работавших в особых условиях, профессиях и местностях.
- Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенного периода работы (службы), в который включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.
- Порядок включения периодов работы в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными документами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
- Специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
- • пенсии по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере;
- • пенсии за выслугу лет.
- Досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда назначается, как правило, при условии, если выполняемая работа (профессия, должность) предусмотрена специальными Списками, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
- Если работник на протяжении всей своей трудовой деятельности работал на работах с различными особыми условиями труда, допускается суммирование таких работ для определения права на пенсионные льготы, но только если правила такого суммирования прямо предусмотрены пенсионным законодательством.
- При установлении пенсии по старости в специальный трудовой стаж включается не только время инвалидности вследствие увечья, связанного с производством, но и профессионального заболевания, полученного на работе с особыми условиями труда.
- Особый порядок определения специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии по старости в связи особыми условиями труда сохранен для лиц, трудившихся:
- • на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. При выработке на перечисленных работах не менее половины установленного специального стажа и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждый календарный год такой работы;
Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — это учитываемая при определении размера указанных пособий продолжительность периодов работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периодов иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данный вид стажа представляет собой разновидность специального страхового стажа, однако в отличие от специального страхового стажа как продолжительности только определенной работы, указанной в законе, в данный стаж включается любая работа, в период которой лицо подлежало данному виду обязательного социального страхования. Он введен с 1 января 2007 года Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Данный вид стажа как юридический факт, с которым связано право на определенный размер пособия по временной нетрудоспособности, по существу заменил непрерывный трудовой стаж.
В зависимости от продолжительности данного вида специального страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255 — ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» может составить 100%, 80% или 60% от среднедневного заработка работника. Следует учесть, что продолжительность такого стажа может привести и к резкому снижению стандартных размеров пособия. Закон установил, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (а равно и по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
В виде исключения, в данный вид специального страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 указанного закона, засчитываются также периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Понятие специального трудового стажа
Специальный трудовой стаж или стаж работы в особых условиях труда, оказывающих вредное влияние на здоровье работника либо требующих более интенсивных нагрузок, существовал всегда и всегда имел значение для досрочного оформления пенсии тем лицам, которые работали в подобных условиях.
Для применения в целях снижения пенсионного возраста к специальному трудовому стажу предъявляются требования:
- определенной продолжительности;
- документального подтверждения условий и характера работы — при отсутствии документов иные свидетельства об этом во внимание не принимаются (п. 5 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).
Особенности применения специального стажа
По отношению к каждому из вышеприведенных видов специального трудового стажа должен выполняться свой набор условий, составными частями которого наряду с обязательностью присутствия минимального количества пенсионных баллов являются:
- возраст претендента на досрочный выход на пенсию;
- величина общего страхового стажа;
- продолжительность работы в особых условиях труда.
При этом также следует ориентироваться на утверждаемые Правительством РФ (п. 2 и п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):
- списки соответствующих должностей, работ и организаций, порядок установления соответствия наименований при их изменении;
- правила определения продолжительности необходимых периодов работы;
- порядок назначения пенсии с учетом особых условий труда.
Таким образом, приведенные в описании каждого вида работ цифровые показатели условий применения специального стажа должны быть сформированы по правилам, утвержденным Правительством РФ. Общий подход к ним, согласно тексту закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, характеризуется следующим:
- Пенсионный возраст чаще всего может быть снижен на 5 лет, реже на 10 лет.
- Имеющаяся обычно разница в необходимом общем страховом стаже для мужчин и женщин составляет 5 лет, принимая меньшее значение для женщин, что обусловлено установлением для них более раннего возраста выхода на пенсию. Но для некоторых видов работ указаны одинаковые цифры стажа.
- Для некоторых разновидностей работы предусмотрены особые алгоритмы влияния специального стажа на снижение возраста выхода на пенсию.
- Вредность труда, осуществлявшегося после 2012 года, должна подтверждаться результатами специальной оценки его условий (п. 6 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
- Определенное влияние на величину специального трудового стажа может оказать его формирование в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему районов (ст. 33 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Специальный стаж, сформировавшийся до вступления в силу закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, можно учесть для досрочного назначения пенсии только в том случае, если он и в периоды своего формирования давал такое же право. Причем сделать это можно по правилам того периода (п. 4 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
О правилах заполнения документа, являющегося основным источником сведений о стаже, читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».
В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.
Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.
Время работы граждан, занятых на эксплуатации ЧАЭС и в зоне отчуждения включается в ОТС и в профессиональный стаж в полуторном размере.
Применяются особые правила для исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненных к ним лиц. Так в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:
- один месяц службы за шесть месяцев – в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;
- один месяц службы за три месяца:
- в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
- в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе – с 10 августа по 16 октября 1941г., Ленинграде – с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944г., Севастополе – с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде – с 12 июля по 19 ноября 1942 г.;
- время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и другие периоды.
Под стажем понимают юридическое основание для начисления и выплат пособий. Существует общий, специальный и трудовой виды стажа.
В 2014 году вышел основной документ, регулирующий все правила, – федеральный «Закон о страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря.
Согласно ему, все права граждан на многие виды социального обеспечения зависят от страхового стажа – времени участия в трудовой деятельности и уплаты налогов и страховых взносов, а также других периодов, установленных законодательством.
Страховой стаж имеет две основные характеристики: количественную и качественную.
Первая определяется продолжительностью работы в годах. Вторая – наличием в работе определенных условий.
При наличии этих характеристик и определяется специальный (профессиональный) страховой стаж (ССС).
Таким образом, специальный страховой стаж – это подтвержденная сумма периодов трудовой деятельности на местах с тяжелыми или вредными условиями труда, на территориях с особым климатом или особого статуса, с обязательной уплатой страховых взносов.
Теперь немного о том, что такое общий стаж. Данный термин является крайне важным. Особенно для будущих пенсионеров.
О чем идет речь? Под общим стажем подразумевают суммарную продолжительность ведения трудовой деятельности человека. В современном законодательстве РФ точная формулировка данного термина отсутствует. Люди часто подразумевают под стажем работы именно его общий вид.
Кроме того, в общий стаж засчитываются страховые периоды, которые принимаются за работу. Именно такую систему в современной России рекомендуется использовать всем гражданам. Страховые периоды помогут получить необходимый для назначения трудовой/страховой пенсии стаж. Подобный прием получил активное распространение по стране.
Численный показатель страхового стажа приобрел существенную значимость с января истекшего года, когда в целях реализации реформы пенсионной системы была введена новая методика расчета страховой пенсии по старости. Именно от него зависит размер пенсии, предоставляемого государством в качестве возмещения утраченного дохода.
Он сообразно положениям Федерального закона «О страховых пенсиях» поэтапно повышается, поэтому в текущем году его значение равно 7 годам. Он должен быть увеличен до 15 лет до 2024 года.
При этом его продолжительность обуславливается возрастом лица, обратившегося за ее назначением. Нужно заметить, что чем старше его возраст, тем более высоким должен быть показатель страхового стажа.
Что входит в страховой стаж?
В течение жизни у любого человека могут возникать различные жизненные ситуации, решение которых обязывает приостановить на некоторое время его трудовую деятельность. Страховой стаж состоит из двух разновидностей периодов: страховых (происходит выплата страховых взносов в Пенсионный Фонд) и не страховых (выплаты не осуществляются). Для того чтобы не страховые периоды были включены в стаж работы, следует соблюсти определенное требование: им должны предшествовать и следовать без каких-либо продолжительных перерывов страховые периоды.
К не страховым промежуткам времени относятся следующие обстоятельства:
- Прохождение военной службы по призыву;
- Периоды временной нетрудоспособности гражданина вследствие наступления определенных проблем со здоровьем, в течение которых выплачивается соответствующее пособие;
- Промежутки времени, в течение которых одним из родителей осуществлялся уход за младенцем до полуторалетнего возраста;
- Периоды времени, в течение которых работник ухаживал за ребенком, имеющим инвалидность/за взрослым гражданином – инвалидом первой группы/за лицом старше 80 лет, нуждающимся в постоянном уходе;
- Период времени, в течение которого гражданин находился в заключении по необоснованным причинам, а после был освобожден, при условии снятия с него всех обвинений;
- Время нахождения лица на учете в Центре занятости, периоды участия в общественно-полезных работах;
- Время выполнения обязанностей в правоохранительных органах на основе подписания контракта.
Для того чтобы иметь более длительный период специального страхового стажа, необходимого для получения досрочной пенсии, следует позаботиться о том, чтобы не страховые временные промежутки были в него включены, ведь от этого напрямую зависит размер будущих пенсионных начислений.
А в какие конкретно моменты изучаемое понятие играет особую роль? Ведь у каждого термина есть не только определение, но и применение в той или иной степени. Уже было сказано, что специальный трудовой стаж важен при исчислении пенсии. Но что это значит?
Дело все в том, что некоторые категории граждан имеют право на досрочное назначение поддержки со стороны государства. При определенных обстоятельствах, связанных со специальным стажем, можно без проблем стать пенсионером пораньше.
Далее — это то, что указанный тип учета трудовой деятельности служит неким повышающим фактором. В зависимости от непрерывного стажа труда будет изменяться итоговая выплата пенсионных накоплений. То есть можно при помощи указанного понятия повысить пособие, которое положено всем пенсионерам.
Именно такое юридическое значение специального трудового стажа имеется в современной России. Больше никакой существенной ценности он не несет. Чаще всего с данным понятием, как нетрудно догадаться, сталкиваются военные. На их примере проще всего разобраться в полезности изучаемого типа стажа трудовой деятельности.
Специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал досрочное назначение пенсии для некоторых категорий граждан, работавших в особых условиях труда, а также пенсии за выслугу лет (медикам, педагогам, творческим работникам). Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ) предусматривает только трудовую пенсию по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако отсутствие в нем пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не означает, что работники, имеющие большой профессиональный стаж, забыты законодателем. Согласно Закону N 173-ФЗ:
- право на назначение пенсии ранее общеустановленного возраста в связи с особыми условиями труда или выслугой лет сохранено;
- данная пенсия именуется трудовой пенсией по старости;
- как и прежде, необходимым условием для ее назначения является определенная продолжительность специального стажа.
Право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом специального стажа предусматривают ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ. В частности, ст. 27 регламентирует условия досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям лиц в связи с особыми условиями труда. Всего данной статьей предусмотрено 15 таких категорий, имевших аналогичное право и по ранее действовавшему законодательству.
Специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере
Специальный стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
- подразумевает любую работу в этих районах;
- исчисляется календарно;
- периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены по ранее действовавшим правилам, т.е. в полуторном размере.
Таблица 6
-----------T-----------------T-----------T-----------T-----------¬
¦ Подпункт ¦ Вид и характер ¦ Спец. стаж¦ Страховой ¦ Возраст ¦
¦ п. 1 ¦ трудовой ¦ ¦ стаж ¦ выхода на ¦
¦ ст. 28 ¦ деятельности ¦ ¦ ¦ пенсию ¦
¦ Закона ¦ +-----T-----+-----T-----+-----T-----+
¦ N 173-ФЗ ¦ ¦ Муж.¦ Жен.¦ Муж.¦ Жен.¦ Муж.¦ Жен.¦
+----------+-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----------+-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦пп. 2 п. 1¦Женщины, родившие¦ - ¦ ¦ - ¦ ¦ - ¦ ¦
¦ст. 28 ¦двух и более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работавшие: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в районах ¦ ¦12 ¦ ¦20 ¦ ¦50 ¦
¦ ¦Крайнего Севера, ¦ ¦лет ¦ ¦лет ¦ ¦лет ¦
¦ ¦в приравненных к ¦ ¦17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ним местностях ¦ ¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦пп. 6 п. 1¦Иные лица, ¦ ¦ ¦25 ¦20 ¦55 ¦50 ¦
¦ст. 28 ¦работавшие: ¦ ¦ ¦лет ¦лет ¦лет ¦лет ¦
¦ ¦в районах ¦15 ¦15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Крайнего Севера, ¦лет ¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в приравненных к ¦20 ¦20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ним местностях ¦лет ¦лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦пп. 13 ¦Постоянно ¦25 ¦20 ¦ - ¦ - ¦50 ¦45 ¦
¦п. 1 ¦проживающие в ¦лет ¦лет ¦ ¦ ¦лет ¦лет ¦
¦ст. 28 ¦районах Крайнего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Севера и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приравненных к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ним местностях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оленеводами, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыбаками, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охотниками- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промысловиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+------
Отметим некоторые особенности, характерные для данного вида специального стажа по категориям:
- не предусмотрен перевод стажа работы для женщин, родивших двух и более детей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работ в условиях Крайнего Севера (в этом случае досрочная пенсия назначается по пп. 6 п. 1 ст. 28, предусматривающему такой перевод);
- каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера любым лицам;
- гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих местностях. Если имела место работа в приравненных местностях, сначала ее необходимо перевести в стаж работы в условиях Крайнего Севера;
- требования к продолжительности специального стажа оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков зависят не от местности проживания, а от пола работника (мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет).
Следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу ст. 28.1 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой:
- При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к данной работе приравнивается работа, указанная в пп. 1 — 10 п. 1 ст. 27 (таблица 1) и пп. 7 — 9 п. 1 ст. 28 (таблица 4).