Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец ходатайства о назначении экспертизы по ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку трасологическая экспертиза может быть применена при изучении дел как в криминалистике, так и в гражданском праве, перечень вопросов для нее достаточно обширен. Соответственно, перечислить все возможные их варианты в рамках одной статьи не удастся. Однако нужно понимать, что все они группируются на две объемные категории: идентификационные и диагностические.
Для чего назначается?
Причины назначения трасологической экспертизы:
- Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
- Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.
Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.
- Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
- Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.
Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.
Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.
Приведем несколько примеров подобных вопросов:
- Идентификационные
- Являются ли следы, обнаруженные на теле пострадавшего, нанесенными одним предметом?
- Обувью какого размера оставлен след?
- Какое животное оставило следы?
- Диагностические
- Шины какой марки были установлены на ТС, оставившем следы на месте происшествия?
- Каков механизм образования следов, оставленных зубами?
- В чем причина неисправности механизма?
Отдельно стоит упомянуть о вопросах, которые соответствуют еще одной задаче трасологической экспертизы — определению, являлись ли разрозненные объекты ранее частью единого целого. Сюда же будут отнесены ситуации, когда необходимо выяснить, элемент какого предмета или механизма обнаружен на месте преступления.
Поскольку выводы эксперта могут стать ключевым доказательством при рассмотрении дела, к составлению списка вопросов для заявления нужно подойти с особым вниманием.
Что это такое и чем регулируется?
Трасологическая экспертиза при ДТП – это выяснение обстоятельств, ставших причиной аварии. Сотрудники трасологической экспертизы занимаются изучением оставленных машинами следов на месте ДТП, наружных повреждений на всех пострадавших машинах и других основных деталей, которые образуют всю картину аварии. Трасология в дорожно-транспортных происшествиях играет очень большую роль при выяснении всей реальной ситуации и виновника аварии.
Трасологическая экспертиза регулируется на основании нескольких нормативно-правовых документов. К ним относятся:
- Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
- Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
- Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как выполняется судебно-трасологическая экспертиза
В большинстве случаев процедура осуществляется во время судебного процесса или до его начала. Она проходит по следующей схеме:
- Назначается исследование по инициативе одной из сторон или судьи.
- Участники и суд формируют вопросы.
- Определяется компания, которой можно доверить процедуру.
- Ей передается постановление.
- Сотрудники приступают к непосредственному изучению имеющихся материалов.
- Собирается весь перечень данных.
- С учетом поставленных вопросов формируется заключение и предоставляются ответы.
- Документы отправляются в судебную инстанцию.
Проводится процедура может и по запросу частного лица. В этом случае клиент самостоятельно обращается в компанию, по завершении заключение передается ему лично. Вне зависимости от типа экспертизы, она занимает небольшое количество времени.
Назначение трасологической экспертизы при ДТП
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.
Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.
Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:
1. Определения суда.
Зачастую экспертное исследование авто заказывает пострадавший автомобилист. Но автоэкспертиза может производиться и по желанию виновника ДТП, если он считает, что требуемый ущерб большой. Оценка транспортного средства может назначаться и в судебном порядке, когда стороны предоставили различные итоги оценок.
Нужно заметить, автотехническая экспертиза при ДТП что устанавливает не лишь сумму ущерба, но и решает другие вопросы:
- Предшествующие повреждения и последующие обстоятельства аварии.
- Состояние машины.
- Присутствие или отсутствие следов той или иной машины на месте аварии.
- Невиновность или же виновность того или иного водителя.
Закон про ОАГО утверждает обязательства страховика проводить автомобильную экспертизу после ДТП в течение пяти дней. Но экспертиза ОСАГО и ее итоги не всегда устраивают водителя, и он может обратиться за помощью в независимую организацию. Автовладелец имеет право самостоятельно обратиться в фирму:
- Перед обращением к страховщику за выплатой.
- После обращения в страховую фирму, что обязана выплачивать страховку.
- После получения выплаты или отказа о выплате.
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
- модель участка ДТП;
- протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
- фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
- участвовавшие в аварии ТС;
- результаты анализа технического состояния машин;
- объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.
Во сколько обойдется экспертиза
Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.
Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.
Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.
Во сколько обойдется экспертиза
Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.
Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.
Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.
Согласно законодательству, весь транспорт должен быть застрахован по системе ОСАГО. При факте происшествия ДТП, страховые компании проводят собственную экспертизу, дабы знать точный ущерб, полученный при столкновении двух и более транспортных средств, затем подготавливают смету и уже по этому документу производят выплаты застрахованному лицу, если он признается невиновным в происшествии.
К сожалению, это идеальная схема разрешения страхового случая при столкновении на дороге. Очень часто страховые компании сознательно занижают сумму страховых выплат, причем на довольно значительный процент. Если пострадавший не согласен с вердиктом экспертизы страховой, то через суд он может получить полную стоимость ремонта автомобиля.
Судебные тяжбы бывают достаточно долгими и затратными, так что если нет свободного времени, лучше сразу обратиться к независимой экспертизе.
ВНИМАНИЕ! Независимая экспертиза так же проводит оценку состояния транспорта после ДТП, однако указывает полную стоимость ремонта, учитывает цену деталей, а так же амортизацию автомобиля.
Нередко юристы независимых оценщиков могут через суд самостоятельно взыскивать со страховых компаний полные суммы ущерба, на законном основании доказывая свою правоту в вопросе правильности оценки суммы ущерба.
Помимо вышеперечисленных экспертиз, имеющих отношение к автомобилю и его повреждениям, имеется еще ряд экспертиз, которые имеют уже юридическое значение:
- Судебная экспертиза – назначается для установления степени вины водителя (нарушил ли он правила, или авария произошла в результате несчастного случая).
- Досудебная экспертиза – проводится самостоятельно, при несогласии с результатами заключения страховой компании, либо из-за расхождения мнений по поводу виновности участников конфликта (что более подробно описано выше).
В зависимости от состава участников:
- Единоличная. В случае, когда оба участника согласны по поводу вины и могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации, без привлечения компетентных лиц.
- Комиссионная. Собирается в том случае, когда участников больше двух, и они не могут прийти к общему мнению относительно вины в происшествии. В таком случае приходят на помощь квалифицированные специалисты одного направления и совместно стараются разобраться в причинах аварии и установить ответственного за случившееся.
- Комплексная. Наиболее сложная из имеющихся видов экспертиз, так как для установления истины требует привлечения экспертов из различных областей (медицина, криминалистика и пр.).
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование
Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.
Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:
- повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
- каким типом транспортного средства причинен ущерб;
- какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
- к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
- предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
- какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
- как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
- в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).
Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.