Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 обязательных качеств и 10 возможных ошибок учителя начальных классов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».
Может ли студент педагогического вуза работать в школе учителем
Начиная с 8.06.2020 г. студенты-старшекурсники, обучающиеся на педагогов по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», имеют право вести преподавательскую деятельность в школах при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за три последние года учёбы или больше. Это зафиксировано в соответствующем федеральном законе, подписанном Президентом РФ, и поправках в федеральный закон «Об образовании в РФ».
Для студента работать учителем в школе — прекрасный шанс влиться в профессию в самом комфортном режиме и обрести реальные практические навыки. Благодаря новому закону талантливая молодёжь сможет очень рано, ещё в процессе получения образования, стать частью педагогической среды. Это можно делать постепенно: начать с нескольких уроков по одному конкретному предмету под наблюдением опытных коллег и наставников — уже состоявшихся школьных учителей.
Такой старт педагогической карьеры — действительно уникальная возможность и для самих студентов с большим потенциалом развития, и для школ.
Кого лишают права быть педагогом
Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.
Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:
- жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
- половой свободы и неприкосновенности;
- семьи и несовершеннолетних;
- здоровья населения;
- общественной нравственности;
- основ конституционного строя и безопасности государства;
- мира и безопасности человечества;
- общественной безопасности.
Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.
Что такое уголовное преследование
Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.
Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.
Есть разница между «преследованием» и «делом». Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.
Требования к педагогам
Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.
В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:
- организаторские;
- научно-познавательные;
- дидактические;
- коммуникативные;
- перцептивно-суггестивные;
- исследовательские.
Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.
Что нужно знать о профессиональной переподготовке
Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.
На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.
Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.
Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.
В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:
- очную;
- заочную;
- смешанную — очно-заочную;
- дистанционную.
Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.
Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.
Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.
Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.
Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:
- Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
- Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
- Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
- Отбирать телефон или другие личные предметы.
Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать
Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.
По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.
Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.
Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.
Плюсы и минусы профессии
Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.
Плюсы
+ Общение с людьми |
Минусы
— Бывают «трудные» и конфликтные дети |
Какие качества нужны учителю?
Профессия учителя вечна. Для ребенка учитель — важный человек в жизни. Его обязанность — вырастить уверенного в себе и психологически здорового взрослого. Чтобы успешно выполнить эту миссию, педагог должен искренне любить детей и иметь высокие моральные качества (честность, тактичность, эмпатия).
В процессе работы для учителя незаменимы терпение и самообладание, ведь нередко приходится иметь дело с непоседливой ребятней и объяснять материал по несколько раз. В такие моменты на помощь приходит креативность — творческий подход облегчает понимание сложных тем у детей и вызывает интерес к учебе. Помните: пробубнить материал себе под нос может каждый, а вот найти подход к ребенку получится только у хорошего педагога.
Учитель — это лидер и образец для подражания. Для поддержания порядка в классе ему обязательно иметь развитые организационные навыки и лидерский потенциал. Также желательно демонстрировать те качества, которые вы хотите воспитывать в детях, например ответственность и дисциплинированность. Наконец, важно выстраивать со своими подопечными доверительные отношения, но при этом сохранять умеренную строгость, так как чересчур мягкий характер зачастую вызывает у школьников неуважение.
Траты регионов сильно разнятся ввиду неодинаковости условий жизни. Из-за этого возникают сложности с реальным обеспечением гарантиями и льготами молодых педагогов.
Льготы педагогам по жилищно-коммунальным услугам обязаны соответствовать требованиям, установленным ФЗ «Об образовании в РФ», в частности п. 5 ст. 55.
На практике же исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане требуют с местных властей денежные средства, которые последние не могут предоставить ввиду недофинансирования региона.
К тому же, предоставляемая поддержка молодым специалистам может иметь материальный и нематериальный характер.
Справиться с дефицитом кадров в сельских школах поможет только солидное денежное вознаграждение, считают в Совете Федерации. Сенаторы предложили разработать федеральную программу «Сельский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор» и выдавать грант в размере 1 млн руб. молодым педагогам, изъявившим желание работать в сельской местности.
Насколько это реализуется на практике…
А как обстоят дела в вашем регионе?
Существует ли возрастной ценз для педагогов?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Существует ли возрастной ценз для педагогов?
Такой вопрос возникает неслучайно. Знание информационных технологий, федеральных государственных образовательных стандартов, высокие результаты по новой системе оценки качества образования, соответствие новым правилам аттестации педагогических кадров, высокие требования к компетенции учителя — все это необходимые условия для успешной работы педагога в рамках современной системы образования. Каждый ли педагог готов к реализации таких нововведений?
Даже современным и прогрессивным педагогическим работникам требуется немало времени и сил, чтобы освоить инновационные технологии системы образования. Следует отметить, что работа педагога является достаточно эмоционально напряженной, в связи с этим нередко можно наблюдать синдром эмоционального выгорания у педагогов, которые проработали в школе много лет. Негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, работе — могут быть признаками синдрома эмоционального выгорания и негативно повлиять на весь процесс обучения детей. С другой стороны, у педагогов, которые имеют большой педагогический стаж, свои преимущества:
Отметим юридический аспект вопроса. Существуют ли основания, которые позволяют директору освободить от должности учителя с более чем 40-летним опытом педагогической деятельности?
Для ответа на вопрос обратимся к следующим нормативным актам.
Кто имеет право на осуществление педагогической деятельности?
В Законе существует целая глава, которая регулирует особенности труда педагогических работников. Статьи ТК РФ и Закона определяют, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют образовательный ценз. Это означает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (ст. 46 Закона). Аттестация педагогических работников проводится для того, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории (п.1 ст.49 Закона). Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности. По результатам аттестации учителя комиссия принимает следующие решения:
Если комиссия решила, что педагог не соответствует занимаемой должности, то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вследствие недостаточной квалификации. Расторжение договора в данном случае является необязательным. Директор может предложить учителю пройти курсы повышения квалификации или перевести работника с его согласия на другую должность.
Перечень лиц, которые не могут быть допущены к образовательной деятельности:
Трудовое законодательство запрещает ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста. Исключением из этого правила являются руководящие работники высших учебных заведений (ректоры, проректоры, руководители филиалов). Для них определен возрастной ценз. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях является возможным продлить срок пребывания ректора высшего учебного заведения в должности до 70 лет (ст. 332 ТК РФ).
Во всех остальных случаях уволить работника преклонного возраста, который справляется со своими обязанностями, успешно сдал аттестацию, работодатель не имеет права.
Карьера преподавателя
У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.
Квалифицированным преподавателям могут предложить руководящую должность в РОНО или ГорОНО.
Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.
Чтобы обойти конкуренцию, требуется показать высокий уровень педагогического мастерства. Успешность оценивается, прежде всего, достижениями его учеников. Их победы в олимпиадах и конкурсах – результат работы педагога.
Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.
Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе
Учитель без педагогического образования. Ситуация в России
При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.
В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам.
И все же педагогическое образование для учителей обязательно.
По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».
Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:
- мирными разговорами;
- повышением тона для привлечения внимания и т.д.
Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.
В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):
- прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
- впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
- предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.
В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.
К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.
Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.
Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:
- обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
- постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.
Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством