Форма объяснений по административному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма объяснений по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Объяснительная предоставляется лицом, в отношении которого проводится разбирательство, потерпевшим и свидетелем. Много вопросов возникает у обывателя о ее правильном составлении, законном статусе и периоде времени, когда объяснение следует давать. Это не обязательная мера, но нарушитель, в отношении которого проводится разбирательство, в свое оправдание имеет право пояснить свое поведение, возможно, отличающиеся по характеристикам от мнения должностного лица, оформляющего документ о правонарушении. Таким же правом обладает потерпевший и свидетель. Пояснения можно давать как в письменной, так и в устной форме, но рекомендовано их оформить письменно во время составления протокола. Устные — можно давать в суде, так как они будут зафиксированы в протоколе судебного заседания.

Комментарий к ст. 26.3 КоАП РФ

В комментируемой статье 26.3 КоАП РФ закрепляются следующие виды доказательств:

1) объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

2) показания потерпевшего;

3) показания свидетелей.

Согласно части 1 комментируемой статьи объяснения вышеперечисленных лиц представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Процессуально положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отражено в ст. 25.1 КоАП РФ, потерпевшего — в ст. 25.2 КоАП РФ, свидетелей — в ст. 25.6 КоАП РФ.

В ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такое объяснение является источником доказательств по делу.

Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновность. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными. По поводу каждого факта указывается источник осведомленности.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (п. 1 ст. 25.2 КоАП РФ). Одним из прав потерпевшего является право давать объяснение по делу. Такое объяснение является источником доказательств по делу.

В то же время потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля (ст. 25.6 КоАП РФ). В этом случае потерпевший, как и свидетель, обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

В своих показаниях потерпевший вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевшего могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними.

Согласно ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Показания свидетеля также являются источником доказательств по делу.

Особенностью процессуального статуса свидетеля является законодательно установленная обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний (п. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).

При получении показаний свидетелей следует помнить, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (п. 1 ст. 51 Конституции РФ); давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол (п. 3 ст. 25.6 КоАП РФ).

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей являются прямыми доказательствами по делу, имеющими важное значение для объективного рассмотрения дела.

Форма сообщения ими сведений может быть как письменной, так и устной. В то же время часть 2 комментируемой статьи содержит требование обязательной фиксации указанных сведений и раскрывает основные варианты такой фиксации, что требует их отражения:

1) в протоколе об административном правонарушении;

2) протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае необходимости они записываются и приобщаются к делу.

При оценке доказательств следует исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу для формирования необходимых выводов по существу рассматриваемого дела.

Другой комментарий к Ст. 26.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье закрепляются несколько видов доказательств, а именно: 1) объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) показания потерпевшего; 3) показания свидетелей.

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, представляют собой сообщение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, сведений и иных обстоятельств по делу. Объяснения такого лица обладают особенностями, обусловленными его процессуальным положением, обеспечением его права на защиту. Он более, чем кто-либо, лично заинтересован в исходе дела об административном правонарушении. В показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут содержаться ошибки, обусловленные особенностями восприятия и изложения дела. Заведомая заинтересованность его в исходе дела, а также возможность ошибочных показаний обязывают к особо критической проверке и оценке этого вида доказательств. Правдивые показания лица, привлекаемого к административной ответственности, являются одним из средств всестороннего исследования обстоятельств дела. В зависимости от отношения к факту привлечения к административной ответственности (признание или отрицание своей вины) объяснения лица, которому вменяется совершение административного правонарушения, имеют особое значение для подтверждения его невиновности. Отрицание своей вины и сопровождающие его показания об обстоятельствах дела требуют тщательной проверки. Само по себе заявление лица о своей невиновности не является оправдательным доказательством. Однако в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности сформулирована презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст.1.5). Это означает, что пока заявление лица о его невиновности не опровергнуто, оно не может быть признано виновным. С этим связана обязанность органов (должностных лиц) тщательно проверить все доводы.

Особенности объяснений лица, привлекаемого к ответственности, не дают оснований рассматривать их заранее как какой-то особо надежный или, наоборот, сомнительный источник доказательств.

Объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, может содержать критику и оценку деятельности того или иного должностного лица, что должно способствовать формированию у должностного лица, рассматривающего дело, объективного представления о расследуемом правонарушении.

2. Показания потерпевшего представляют собой сообщение гражданином, которому административным правонарушением причинен вред, известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, по которому он признан потерпевшим, и сделанное в установленном законом порядке.

В качестве потерпевших могут допрашиваться только лица, признанные таковыми. До признания потерпевшим они допрашиваются обычно в качестве свидетелей. Однако в отличие от свидетелей потерпевший является участником производства по делу, наделенным правами (ст.25.2), позволяющими ему активно отстаивать свои интересы. Потерпевший, как правило, является лицом заинтересованным в исходе дела, что во многом влияет на его показания. На объективности объяснений потерпевшего может сказаться обида, жалость и иные субъективные факторы. Поэтому в показаниях потерпевшего, как и в показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу, могут содержаться ошибки, обусловленные характером человека, обстоятельствами восприятия, запоминания и воспроизведения имеющих значение для дела обстоятельств. В то же время этот вид доказательств во многих случаях содержит ценную информацию, способствующую установлению фактических обстоятельств дела.

3. Показания свидетеля — это сообщение лицом известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, сделанное во время допроса в качестве свидетеля в установленном законом порядке.

Показания свидетелей являются наиболее распространенным видом доказательств. Круг свидетелей по делам об административных правонарушениях весьма широк. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля: адвокат лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, — об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя (ст.15 Закона РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР»); священнослужитель — о сведениях, полученных им на исповеди (ст.7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»); супруг и близкие родственники лица, привлекаемого к административной ответственности, если они не изъявили желания давать объяснения.

Свидетель может давать объяснения только по тем обстоятельствам, свидетелем которых он был лично. Однако это не исключает обязанности правдиво изложить сведения, ставшие ему известными от других лиц, которых он может указать. Предположения, догадки по поводу тех или иных обстоятельств дела, возможного развития событий и т.п. доказательствами не являются.

Читайте также:  Выплаты пенсионерам и инвалидам

Возможность ошибок в показаниях свидетелей, как и возможность дачи ими ложных показаний, должна учитываться, и показания свидетелей следует под��ергнуть тщательной проверке.

4. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Иногда оформление документа не происходит. Если зафиксировано нарушение, которое является общественно опасным, и за которое положено предупреждение или штраф, то протокол не требуется. Составлять документ не нужно в том случае, если сразу после нарушения был назначен штраф или вынесено предупреждение.

Протокол о нарушении служит подтверждением произошедшего события. Часто его составляют при нарушении правил ПДД. Кто бы его ни заполнял, необходимо придерживаться правил оформления. Тогда документ обладает законной силой.

Метки: административный, гибдд, заполнять, образец, правонарушение, протокол

    Похожие записи
  • Проверить авто по гос номеру и вин коду бесплатно
  • Документы для продажи машины: в налоговую, в ГИБДД, передать новому владельцу
  • Как сдать экзамен в ГАИ с первого раза в 2021 году

Заявления в полицию о мошенничестве — образец и бланк 2020 года

Среди большого количества преступлений, совершаемых на территории РФ, широко распространено мошенничество. Сегодня существует множество схем и хитрых уловок, при которых мошенники завладевают чужим имуществом. Часто жертвами таких нарушителей закона являются доверчивые граждане. Под различными предлогами мошенники выманивают у них деньги и другие ценности.

Мошенничество сравнивается с преступлением. Поэтому такие деяния преследуются по закону. Граждане, пострадавшие от мошеннической деятельности, имеют право на защиту от государства. Обратившись официально в соответствующие органы, пострадавший может надеяться, что мошенники будут найдены, а имущество возвращено законному владельцу.

Файлы для скачивания:

Рекомендуемые действия при получении повестки в полицию

Итак, подведем итог и представим примерный алгоритм поведения, если вами получена повестка в полицию для дачи объяснения:

В последующем, если будет возбуждено уголовное дело, объяснение станет доказательством вины преступника или наоборот, опровергающим его вину в совокупности с добытыми доказательствами в ходе непосредственного расследования. В уголовных делах основными доказательствами являются протоколы допросов свидетелей, потерпевших, обвиняемых, при этом объяснения используются в меньшей степени. Вместе с тем, они являются составляющей частью материала, обосновывающего процедуру возбуждения дела. По административным правонарушениям объяснения являются прямыми доказательствами.

В законе как таковой ответственности за неявку на доследственной стадии не предусмотрено, но уклонение от дачи пояснений само по себе не приветствуется правоохранительными органами, может быть осуществлен привод. Мы бы рекомендовали, если есть чего опасаться, прибыть в полицию и дать объяснение в присутствии адвоката. Кстати, можно отказаться от опроса частично: на одни вопросы ответить, на другие – воспользоваться ст. 51 Конституции РФ.

Да, если в этом возникла необходимость – к примеру, появились новые обстоятельства происшествия или нужно дополнить сказанное ранее. Кстати, вызов без каких-либо оснований – просто так, без поступившего заявления (сообщения) о преступлении или правонарушении, которое требует проверки, не является законным. Вызов всегда должен быть обоснован.

Нередко гражданина вызывают не повесткой, а по телефону. Являться или нет на такой вызов – дело каждого в отдельности. По правилам, повестка должна быть официальной, но нет ничего страшного в том, что сотрудники правоохранительных органов не затягивают процедуру проверки сообщения о преступлении и прибегают к более быстрым способам вызвать человека, чем направление почтовой повестки.

Если вы считаете, что ваши права при отбирании объяснения нарушены (к примеру, оказывалось давление), можно написать жалобу на действия (бездействия) сотрудников полиции или СК руководителю должностного лица или в прокуратуру. Кроме того, можно обратиться в суд с заявлением о незаконности действий правоохранительных органов на основании КАС РФ.

Как правильно составить объяснение в МВД?

В большинстве случаев сотрудники полиции приглашают для объяснения по телефону, но иногда используют письменную форму — повестку. Человек сам решает являться ему в отделение или нет. Но если вызываемый не пришел в назначенный срок, не уведомив сотрудника полиции о причинах, по закону, можно подвергнуться приводу в качестве принудительного к сотруднику полиции, который ведет данное уголовное дело или рассматривает административное правонарушение.

Написать объяснительную несложно. Сведения, указанные в записке, не должны никого обвинять или защищать. Главное — достоверно отразить суть происшествия.

Независимо от используемой формы в документ должны быть включены следующие части:

Форма составления записки свободная. Главное в данном документе – правильно сформулировать причину своего проступка, чтобы у руководства не возникло сомнений в отсутствии преднамеренности и честности сотрудника. Правила, которые следует учитывать при объяснении причин:

Как правильно реагировать на призывы о помощи?

За прошедшее полугодие два раза попадал вот в какую ситуацию: иду по улице и слышу, как в окно кто-то громко кричит о помощи.

В первом случае это был женский вопль и призывы помочь. Но меня смутил сам тон призыва. Я остановился и стал смотреть вверх в поисках источника крика. Но у подъезда стояли какие-то люди, которые сказали не обращать внимания: неблагополучная семья, и все такое. И я пошел дальше.

Второй случай: в уже знакомом мне районе кричат о помощи в окно и называют номер квартиры. Я сразу набрал 112, рассказал обстоятельства, назвал свои данные — и меня соединили с полицией. Я повторил все то же самое, и мне сказали, что вызовут наряд.

А что, если в окно кричали подростки и шутили? И если это действительно были подростки, то как мне доказать, что я ничего не придумал? Со мной были свидетели. Меня могут привлечь к ответственности за ложный вызов?

Как вообще трактовать призывы о помощи? Расскажите, пожалуйста.

Сергей, за заведомо ложный вызов полиции и других специализированных служб, например скорой помощи или пожарных, действительно предусмотрена ответственность. Но в описанной ситуации привлечь вас к ответственности невозможно: нет оснований.

На мой взгляд, вы поступили совершенно верно. Расскажу, чем отличается ложный вызов от ошибочного и за что придется отвечать, а за что нет.

Как выглядит возражение на протокол об административном правонарушении

Поводом обычно является обнаружение признаков правонарушения на месте его совершения, заявления каких-либо лиц, сообщения из правоохранительных органов, СМИ, видеофиксация.

Возбужденным дело считается с момента изготовления протокола, определения (если требуется расследование) или постановления.

Когда при нарушении ПДД причинен вред жизни или здоровью, обязательно делается осмотр места административного правонарушения. Протокол составляется немедленно.

КоАП РФ предусматривает также, что наказание может быть назначено и без составления фиксирующего документа о правонарушении. Когда применяется предупреждение или штраф, составляется сразу постановление.

В сложных ситуациях (антимонопольное, страховое, патентное и др. законодательство) может быть назначено административное расследование. Срок составляет 1 месяц, он может быть продлен. По окончании составляется протокол о выявлении нарушения или производство прекращается.

Далее рассмотрение дела об административном правонарушении ведется в общем порядке.

  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
  • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
Читайте также:  Рассмотрим, чем отличается усыновление от приемной семьи: есть ли разница между ними и опекой детей?

Досудебное обжалование

Некоторые думают, что со своими требованиями лучше сразу идти в суд. Но так ли это на самом деле?

Институт Фемиды, конечно, является самой последней и важной инстанцией. Однако не стоит забывать и о возможности мирного досудебного обжалования.

Во многих случаях, когда должностными лицами выписывается протокол о правонарушении, это значит, что предстоит дальнейшее внесудебное разбирательство в соответствующем органе. В таком случае вам назначат время и место разбирательства дела, куда следует обязательно прибыть и отстоять свою точку зрения.

Для достоверности можно сделать аудиозапись процесса разбирательства, но перед этим необходимо сделать объявление, что ведется запись, и указать данные об аппаратуре. Только в таком случае файл можно будет использовать в качестве доказательства в суде.

Если вышеуказанные методы не помогли вам отстоять права, и решение соответствующего органа было принято не в вашу пользу, то имеет смысл обратиться в суд.

Приложение N 3. Объяснение (рекомендуемый образец)

Форму объяснений для заполнения лицу могут дать должностные лица. Если же форма для заполнения не предоставлена, тогда объяснения оформляются в свободной форме.

В ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу

от Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу: г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, 5

тел. 8 922 22 2222

ОБЪЯСНЕНИЯ

по административному делу

15.05.2020 я двигался по а/д по ул. 8 Марта в г. Екатеринбурге. На перекрестке улиц 8 Марта-Щорса во время моего движения на зеленый свет светофора справа выехал автобус № 50 с госномером АВ 567 ЕТ на запрещающий сигнал светофора. С моей стороны были предприняты меры к экстренному торможению, однако избежать столкновения с автобусом не удалось.

Моей вины в произошедшем ДТП не имеется, поскольку я двигался, соблюдая ПДД, на зеленый свет светофора, с разрешенной скоростью движения 40 км/ч. Кроме того, в момент выезда автобуса, который двигался на красный свет светофора, с моей стороны были приняты меры для экстренного торможения. Избежать столкновения не удалось, в связи с малым расстоянием до автобуса (примерно 20 метров).

Одним из доказательств моей невиновности является запись с моего видеорегистратора, на которой четко видно, что я двигался по всем правилам и принял меры к избежанию столкновения.

Дата, подпись

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Наши юристы не советуют ничего писать под чью-либо диктовку без предварительной консультации.

Наиболее оптимальный вариант – это обратиться за подсказкой в наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург к опытным адвокатам, которые за небольшую плату окажут квалифицированную помощь в составлении необходимого документа.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, звоните, и мы решим Вашу проблему.

Читайте еще про участие адвоката в производстве административным делам:

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ (в любое время)

на ежемесячное получение журнала в виде простой бандероли или электронной версии журнала

Статья 68. Объяснения лиц, участвующих в деле

Поводом обычно является обнаружение признаков правонарушения на месте его совершения, заявления каких-либо лиц, сообщения из правоохранительных органов, СМИ, видеофиксация.

Возбужденным дело считается с момента изготовления протокола, определения (если требуется расследование) или постановления.

Когда при нарушении ПДД причинен вред жизни или здоровью, обязательно делается осмотр места административного правонарушения. Протокол составляется немедленно.

КоАП РФ предусматривает также, что наказание может быть назначено и без составления фиксирующего документа о правонарушении. Когда применяется предупреждение или штраф, составляется сразу постановление.

В сложных ситуациях (антимонопольное, страховое, патентное и др. законодательство) может быть назначено административное расследование. Срок составляет 1 месяц, он может быть продлен. По окончании составляется протокол о выявлении нарушения или производство прекращается.

Далее рассмотрение дела об административном правонарушении ведется в общем порядке.

  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
  • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015

В протоколе указываются данные о лицах, совершивших проступок, и подробно излагаются обстоятельства нарушения. Опротестовать этот процессуальный документ нельзя, но подать на него возражение закон позволяет в случаях, если в нём обнаружены неточности или противоречия нормам материального и процессуального права.

Вместе с тем, практика показывает, что более реальным в оспаривании факта привлечения организации к административной ответственности является механизм обжалования действий/бездействия должностных лиц или обжалование уже вынесенного решения по делу (постановления по делу об административном правонарушении), которые осуществляются в соответствии с главами 24 и 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно.

При составлении протокола или постановления виновнику и другим участвующим лицам должны под роспись разъясняться соответствующие права и обязанности.

В любом случае виновник или его законный представитель может ознакомиться с вышеуказанными документами, а также получить копии на руки.

Обязательно должно быть разъяснено право подачи жалобы на постановление об административном правонарушении.

В силу статей главы 25 КоАП РФ виновник, как и потерпевший, пользуются общим набором прав и обязанностей, а именно:

  • предоставление объяснений, доказательств;
  • заявление ходатайств и отводов;
  • право на юридическую помощь и иные.

Понятие данного документа закреплено в КоАП РФ. Если сказать своими словами, протокол – это официальная бумага, составленная полномочным должностным лицом, содержащая в себе сведения о сущности административного правонарушения. Указанный документ должен указывать на обстоятельства его совершения, информацию о виновнике, свидетелях, потерпевших, конкретную статью закона, регламентирующую ответственность за нарушение.

В обиходе многие люди, не имеющие профильного юридического образования, часто говорят: «обжалование протокола». Данное утверждение является, конечно, неправильным с точки зрения закона, поскольку оспорить можно только постановление, вынесенное по результатам исследования доказательств по делу, в том числе вышеуказанного документа.

Протокол выполняет лишь роль фиксации обстоятельств конкретного правонарушения. Именно поэтому оспорить факт наличия/отсутствия исходных данных невозможно. При этом виновник вправе подать соответствующие возражения относительно содержащейся в нем информации. О том, каким образом это сделать, поговорим далее и рассмотрим образец возражения на протокол об административном правонарушении.

Заполняй объяснения правильно — Юрист Глухов Андрей Вячеславович — Статьи

Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Русская пословица.

Водитель, приветствую тебя! На сегодняшний день мы с тобой знаем два правила заполнения протокола об административном правонарушении. Латинская пословица гласит: повторение – мать учения. Следуя пословице, вспомним эти важные правила.

Итак.

1. Всегда подписывай протоколы.

2. Никогда не признавай вину в совершенном административном правонарушении.

Постепенно у нас складывается мозаика по правильному заполнению протокола об административном правонарушении. Протоколы всегда подписываем. Вину в совершенном административном правонарушении не признаем, о чем указываем в протоколе.

К сожалению, многие водители, впервые столкнувшись с заполнением протокола об административном правонарушении, не знают, что такое графа «объяснения» и как её правильно заполнить. Водители теряются, нервничают, чувствуют себя неуверенно и пишут объяснение под диктовку сотрудника ДПС. Неуверенность возникает от отсутствия знаний и опыта. Приобретая опыт, Вы будете чувствовать себя спокойней, поскольку обладаете «секретными» знаниями.

Постигнув практику заполнения графы «объяснения», Вы овладеете, самым главным и основным правилом грамотного заполнения протокола.

Приступая к освоению «тайной» техники, прежде всего, выясним, что такое графа «объяснения». В нижней части протокола об административном правонарушении имеется графа: «объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении».

Заполняя указанную графу, Вы в письменной форме рассказываете, свою версию, произошедшего на месте составления протокола. В графе «объяснения» Вы можете выразить причины несогласия по заполнению протокола, а также тех процедур, которые производили в отношении Вас сотрудники ДПС.

Читайте также:  Алименты с пособия по уходу за пожилым

Следует отметить, что обязать давать объяснения водителя никто не может: если водитель воздерживается от дачи объяснений, это не означает, что он признает свою вину. Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 51 Конституции РФ действует и в данном случае.

Графу все же рекомендуется заполнять, так как это будет косвенно свидетельствовать, о том, что Вы ничего не выдумывали и записанное соответствует действительности. При отсутствии объяснений в протоколе, судья может усомниться в правдивости Ваших устных показаний в судебном заседании.

Водитель «остыл», посоветовался со знающими людьми, сочинил правдоподобную версию и пытается уйти от ответственности—начнет размышлять судья. Свое умозаключение судья отразит в вынесенном судебном акте.

Заполнять графу необходимо разборчиво и обдуманно. Без эмоций и оскорблений. Писать можно «гражданским» языком в свободной письменной форме. События и нарушения со стороны инспекторов ДПС необходимо отражать логично и последовательно. Выявить нарушения и правильно их отразить в протоколе, поможет Ваш семейный юрист, адвокат.

Письменные показания необходимо начинать с выражения: «Вину не признаю», так будет правильней. Задумались и не знаете, что писать дальше? Продолжите: «доказательства, объяснения, и факты о своей невиновности предоставлю позже, в судебном заседании». Лучше, чем ничего. Краткость — сестра таланта.

В графе «объяснения» всего несколько строк, а Вы хотите сказать больше. Что же делать? Необходимо либо в графе «объяснения», либо в графе «к протоколу прилагается» указать: «к протоколу приложены объяснения на (1, 2, 3) листах». Количество приложенных листов зависит от объема Ваших объяснений. В размерах письменных объяснений Вас никто не ограничивает. Пишите, столько, сколько считаете нужным. Пишите, пока Вас посетила «правовая» муза. Больше напишите, легче будет доказать Вашу невиновность.

К протоколу также желательно приложить письменные объяснения свидетелей, защитника, понятых, а также ходатайства заявленные сотрудникам ДПС на этапе привлечения к административной ответственности. Обо всех доказательствах, приложенных к протоколу, не забываем письменно отражать в графе «объяснения», либо в графе «к протоколу прилагается».

Право давать письменные объяснения на месте составление протокола нам позволяет часть 1 статьи 25.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях:
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.
Лицом в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении в нашем случае, является водитель.

Кроме того, статья 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельно посвящена таким видам доказательств, как объяснения.

Из данной статьи следует, что объяснения могут быть даны как в устной форме (в таком случае они заносятся в протокол), так и в письменной (в этом случае они приобщаются к материалам дела).

Правильно заполненная графа «объяснения» на месте составления протокола, в дальнейшем может послужить убойным доказательством Вашей невиновности.

Из всего сказанного делаем краткий вывод: «Водитель! Знай, как правильно заполнить графу «объяснения».

На этом всё!

Что такое протокол об административном правонарушении

По результатам административных нарушений составляется протокол. Его текст должен строго соответствовать ст. 28.2 КоАП. В «шапке» указывается дата и место его составления, а также данные тех, кто это сделал и в отношении кого. Если есть свидетели, записываются их фамилии, адреса. Это же делается и с потерпевшими.

Протокол об административном правонарушении

В основном тексте указывается место и время совершения проступка, само событие, статья КоАП, которая была нарушена, объяснение нарушителя. Протокол может быть составлен как в отношении физического, так и юридического лица. При его написании нарушителю должны быть даны устные пояснения о его правах и обязанностях. Об этом делается отметка в протоколе. К последнему прилагаются пояснения и замечания потерпевших, свидетелей.

Подписывается документ составившим его, а также нарушителем. Копия вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело.

Важно! Протокол может составляться и в отсутствие виновного, если он был в законном порядке извещен о данном случае, но не явился. Копия направляется ему по почте или курьерской доставкой в течение 3 дней после подписания.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении, находящееся в основном производстве, должно быть правильно разрешено.

Правильно разрешить дело об административном правонарушении — значит установить истину по делу и принять решение по существу дела.

Установить истину по делу об административном правонарушении — значит установить соответствие выводов органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, фактическим обстоятельствам административного правонарушения.

Принять решение по существу дела об административном правонарушении — значит решить вопрос о виновности лица, совершившего административное правонарушение, и назначении ему административного наказания.

Правильное разрешение дела об административном правонарушении включает в себя выяснение обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Согласно ст. 26.1 КоАП, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении,являются:

· 1) наличие события административного правонарушения;

· 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП или законом субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;

· 3) виновность лица в совершении административного право нарушения;

· 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающую административную ответственность;

· 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

· 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

· 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

· 8) причины и условия совершения административного право нарушения.

Перечисленные обстоятельства составляют предмет доказывания по делу об административном правонарушении и подлежат доказыванию по каждому делу. Они устанавливаются компетентным органом (уполномоченным должностным лицом) на основании собранных по делу доказательств.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган (должностное лицо), в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фактическими данными по делу об административном правонарушении являются сведения о фактах, собранные в ходе производства по делу об административном правонарушении.

При этом фактические данные, собранные по делу об административном правонарушении, признаются доказательствами, если они:

· собраны уполномоченным КоАП или законом субъекта РФ об административных правонарушениях органом (должностным лицом);

· получены способом, установленным КоАП;

· получены в порядке, установленном КоАП.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются:

· 1) протоколы, предусмотренные КоАП;

· 2) объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности;

· 3) показания потерпевшего, свидетелей;

· 4) заключения эксперта;

· 5) документы, содержащие сведения, имеющие значение по делу;

· 6) показания специальных технических средств;

· 7) вещественные доказательства.

Кодексом об административном правонарушении предусмотрены следующие виды протоколов, составляемых по основному производству:

· 1) протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП);

· 2) протокол о доставлении (ст. 27.2 КоАП);

· 3) протокол об административном задержании (ст. 27.4 КоАП);

· 4) протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП);

· 5) протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП);

[2]

· 6) протокол о досмотре транспортного средства (ст. 27.9 КоАП);

· 7) протокол об изъятии вещей и документов (ст. 27.10 КоАП);

· 8) протокол об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП);

· 9) протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ст. 27.12 KoAn)i

· 10) протокол о задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП);

· 11) протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП);

· 12) протокол рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП).

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, и показания потерпевшего, свидетелейкак разновидность доказательств по делу об административном правонарушении представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения и показания лиц по делу об административном правонарушении отражаются в протоколах, составляемых по делу.

Заключение экспертакак разновидность доказательств по делу об административном правонарушении представляет собой обоснованные ответы и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Оно не является обязательным для органа (должностного лица), рассматривающего дело, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано (ч. 6 ст. 26.4 КоАП).

Документыпризнаются доказательствами по делу об административном правонарушении, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ст. 26.7 КоАП).

Объяснения по закону и «по понятиям»

В настоящее время, как правило, в доказывании занятия высшего положения в преступной иерархии – преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ, участвует опрос (объяснения) лица, в отношении которого планируется возбудить уголовное дело (или начать уголовное преследование). Доказательственное уголовно-процессуальное значение таких объяснений может быть весьма небесспорным ввиду нижеследующего.

Расчет оперативных работников на то, что лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии, обязан «по понятиям» (преступному негласному кодексу) всем и вся популярно ответить (объяснить) на подобные вопросы, уже не слишком оправдан. Всё чаще такие опросы, в отличие от откровенных до введения в действие ст. 210.1 УК РФ, выглядят, примерно, так:

Вопрос: Являетесь «вором в законе»?

Ответ: Являюсь законным пенсионером.

Вопрос: Какое положение в преступной иерархии занимаете?

Ответ: Занимаю своё положение, чужого положения не занимаю.

Вопрос: Занимаете ли высшее положение в преступной иерархии?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *