Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих по контракту

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих по контракту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В статье дан анализ судебной практики рассмотрения споров о защите трудовых прав военнослужащих. Применение одних и тех же нормативных актов различными судебными инстанциями осуществляется по-разному. По мнению автора, данные проблемы ведут к большому количеству возникающих противоречий и в досудебной реализации закона о правах в области трудовых отношений военнослужащих.

Комментарий к ст. 11 ТК РФ

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.1992 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ». Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.

Гладких, Кузнецова и др. обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).

К сфере действия ТК, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) не только к трудовым и иным, непосредственно связанным с трудовыми отношениями, но и к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Комментарий к Статье 349 ТК РФ

Статья 349 ТК распространяет действие трудового законодательства на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ и иных военизированных формирований, а также лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную службу. Правовое регулирование труда указанных в ней лиц осуществляется в соответствии с нормами ТК, а также с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако относительно Вооруженных Сил РФ специальных федеральных законов, определяющих подобные особенности, нет. Они содержатся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минтруда России и приказы Министерства обороны РФ и так далее. Примером таких нормативных правовых актов Указ Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплаты им пособий и компенсаций». В нем предоставляется право командирам воинских частей при передислокации в другую местность увольнять работников в порядке, предусмотренном для расторжения трудового договора в связи с ликвидацией работодателя. В такой ситуации трудовой договор может расторгаться со всеми работниками, включая беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии со статьей 261 ТК. Увольняемому по этому основанию работнику выплачивается одновременно с выходным пособием средняя заработная плата за второй и третий месяц со дня увольнения.

Основания и порядок предоставления гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ и других военизированных формирований дополнительных выплат, гарантий и компенсаций регламентируют главным образом нормативные правовые акты Правительства РФ.

В их числе можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 15 августа 1994 г. N 961, в соответствии с которым главнокомандующему пограничными войсками предоставлено право устанавливать дополнительные денежные выплаты гражданскому персоналу пограничных войск. В целях этого Постановления Приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г. N 678 утверждена Инструкция о порядке выплаты гражданскому персоналу воинских частей и организаций пограничной службы единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам года;

Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 «О мерах по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, и членов их семей», которым предусмотрена выплата гражданскому персоналу:

а) должностных окладов (тарифных ставок) с повышением на 50%;

б) ежемесячной надбавки за обеспечение космических программ в размере 50% месячного должностного оклада (тарифной ставки) в соответствии с перечнем должностей (профессий), по которым устанавливается выплата такой надбавки;

в) ежемесячной надбавки за работу в районе экологического кризиса в размере 30% месячного должностного оклада (тарифной ставки);

— Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 «Об установлении надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда некоторым категориям военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым введена 20-процентная надбавка к окладу (тарифной ставке) за работу в опасных для здоровья условиях труда гражданскому персоналу военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также соответствующим категориям гражданского персонала, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;

— Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе», которое установило, что гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г.:

— выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

— выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

— предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней;

— сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона» действие Постановления Правительства РФ от 15 января 2000 г. распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, гражданский персонал органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Особые условия оплаты труда представителей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ предусмотрены и актами федеральных органов по труду. Например, Постановление Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 47 «О согласовании размеров увеличения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы по категориям гражданского персонала и видам деятельности, перечня надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации».

Особого внимания заслуживают дела, связанные с защитой интересов бывших военнослужащих в части повышения размера пенсионных выплат в связи с увеличением размера должностных окладов действующих военнослужащих. Обращения в суды с подобными требованиями носят, как правило, массовый характер, и здесь разъяснения Верховного Суда РФ приобретают особое значение.

Пример. Д. обратился в суд с иском к военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 1 января 1995 г. военнослужащим увеличены должностные оклады на 25%, однако пенсия ему была пересчитана только с 1 марта 1998 г.

Решением Советского районного суда г. Рязани от 15 мая 2002 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда 26 июня 2002 г. и президиумом Рязанского областного суда 20 апреля 2004 г.) в иске отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 октября 2004 г. решение суда, определение судебной коллегии и определение президиума отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим причинам.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» министру обороны Российской Федерации предоставлялось право устанавливать военнослужащим оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Во исполнение указанного Постановления министр обороны Российской Федерации издал Приказ от 10.01.1995 N 20 о выплате с 1 января 1995 г. военнослужащим окладов с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что данный Приказ признан Решением Верховного Суда РФ от 22.08.1997 N ГКПИ97-319 незаконным со дня издания, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.

Что делать, если запись в ТК об уходе занесена с искажением действительности?

Формулировки и записи, занесенные в ТК с искажением действительности, могут через некоторое время сильно усложнить жизнь владельцу книжки. Поэтому все ошибки нужно исправить, при этом – чем быстрее. Рекомендации правил организации ведения трудовых книжек и их учета (Постановление № 225 подписанное 16.04.2003) позволит внести правильные исправления.

В варианте, когда сотрудником, уполномоченным вести записи в ТК, сделана ошибка, искажающая фактические сведения (например, когда неправильно указана причина увольнения), исправление производится путем расценивания ее, как недействительной.

Для устранения неправильности производится последующая запись под очередным номером (графа №1), в следующей графе №2 проставляется дата исправления, в графе №3 – запись о недействительности первоначальной формулировки. Далее вносится правильная фраза об увольнении призывника из-за его ухода на армейскую службу.

Случаются факты некорректного оформления, когда описка кроется в приказе. Тогда его необходимо признать недействительным, переоформить и внести в графу № 4 правильные данные, указав присвоенный приказу номер и дату его подписания и заверения.

Призыв на службу в Армии является неоспоримым основанием завершения действия трудового соглашения. Процедура совершается независимо от пожеланий работника и его нанимателя, но является обязательной.

Учет рабочего времени

Учет служебного времени контрактников осуществляется путем суммирования различных периодов времени, проведенных ими на службе на территории в/ч и вне ее. Данные временные «интервалы» отмечаются:

  • ежедневно в Журнале прибытия/убытия военнослужащих, который ведет дежурный по КПП;
  • в Книге дежурств, где отмечаются все, кто заступает на суточные дежурства;
  • кроме того, в финчасти в/ч учитываются все данные о служебных командировках и учениях, в которые отправляются контрактники;
  • наконец, здесь же производится и учет времени привлечения военнослужащих к устранению последствий различных природных/техногенный катастроф, тушению пожаров и т. д.

Что такое увольнение военнослужащего по НУК

Аббревиатуру НУК принято расшифровывать как «невыполнение условий контракта». Это сокращение применяется в вопросах прохождения военной службы и исходит из формулировки основания для увольнения военнослужащего по решению командования. В Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» исчерпывающий перечень оснований для увольнения военнослужащих изложен в статье 51. Пункт 2 данной статьи устанавливает случаи, когда военнослужащий по контракту может быть уволен с военной службы досрочно. В частности, подпунктом «в» это допускается «в связи с невыполнением им условий контракта».

Увольнение по НУК — одна из наиболее серьезных мер воздействия на военнослужащего. Это следует из положений Дисциплинарного устава ВС РФ, где в статье 54 установлен перечень видов дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем категориям военнослужащих. В этом списке досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и равные этому меры наказания (причем не относящиеся к контрактникам, такие как отчисление из военной образовательной организации, с военных сборов) по условной «степени тяжести» уступает только дисциплинарному аресту.

Рапорт на увольнение по несоблюдению контракта

При за-ключении контракта в 1998г. МО РФ гарантировало в отношении Никулина соблюдение прав, 4. копия рапорта Никулина А.В. от 07.02.2005г. на увольнение. Уволиться по невыполнению условий контракта при изменении законодательства Вам мешает Описаное практикуется в ЮС ВС. миледи, увольнение по несоответствию условий контракта со стороны Обязательно возьмите на вх№, 2-й экз рапорта оставить себе.

Читайте также:  Проверить задолженность у судебных приставов онлайн

1 ответ. Москва Просмотрен 96 раз. Задан 2012-04-30 14:16:50 +0400 в тематике «Другие вопросы» Рапорт на уувольнение. Подскажите текст рапорта на вольнение из полиции по собственному. Или где можно — Рапорт на уувольнение. Подскажите текст рапорта на вольнение из полиции по собственному. Или где можно . далее

Рекомендуем прочесть: Предоставление Земельных Участков Инвалидам В Московской Области

Порядок разрыва контракта с военнослужащим

Расторжение контракта по причинам, указанным выше, проводится в определенной последовательности. Написанием приказа этот процесс не ограничивается:

Этапы увольнения за НУК Что следует сделать
1. Когда нарушение выявлено, необходимо в течение 10 дней провести разбирательство инцидента и установить детально все обстоятельства
2. Непосредственный командир военнослужащего пишет рапорт о досрочном разрыве контракта с ним. Документ направляется высшему руководству, располагающему соответствующими полномочиями
3. После принятия решения о досрочном увольнении, оформляется приказ

Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

В вводном абзаце говорится, что законодательство в трудовой сфере и другие профильные акты могут использоваться не только для упорядочивания непосредственно трудовых взаимоотношений, но и в области личного труда, если это возможно по ТК или соответствующим ФЗ.

В следующем абзаце законодатели сочли необходимым специально подчеркнуть, что все наниматели в отношениях с сотрудниками по поводу трудовой деятельности обязаны ориентироваться на трудовое законодательство. Также указывается, что если отношения по вопросам личного труда первоначально возникли на базе гражданско-правового договора (ГПХ), но далее перешли в область трудовых взаимоотношений, то к ним применяются именно нормы трудового законодательства.

Отдельно указывается, что – если только иное не оговорено в ТК и соответствующих ФЗ, – в РФ трудовое законодательство применяется не только по отношению к россиянам, но также к:

  • лицам без гражданства;
  • гражданам других стран;
  • организациям, которые созданы с участием этих двух категорий;
  • международным и иностранным структурам.

В следующем абзаце специально оговаривается, что регулирование отношений по вопросам труда с отдельными категориями персонала проводится на базе действующего ТК. В состав этих групп включены:

  • руководители;
  • трудящиеся по совместительству;
  • женщины;
  • молодёжь;
  • лица с семейными обязанностями;
  • иные категории сотрудников.

Отдельно указывается, что к служащим госструктур и муниципальных органов трудовое право применяется с теми особенностями, которые упомянуты в соответствующих ФЗ.

В заключительном абзаце перечисляются те лица, на которых не распространяется трудовое законодательство (исключения допускаются, если они выступают в роли нанимателей или их представителей). К ним относятся лица:

  • находящиеся на военной службе;
  • состоящие в советах директоров (наблюдательных советах) организаций;
  • трудящиеся с использованием договоров ГПХ;
  • иные категории, если это оговорено в соответствующих ФЗ.

Итак, рассмотренная статья даёт исчерпывающий порядок применения ТК и тех ФЗ, которые ориентируются на область трудовых взаимоотношений.

Каков основной смысл ст. 11 ТК?

Она устанавливает, что сотрудники и их наниматели �� действиях по трудовым взаимоотношениям по умолчанию попадают под нормы ТК и профильных нормативных актов. Т.е. их согласия в этом плане не требуется. Другое её важное положение – перечисление категорий, в отношении которых допускаются исключения в воздействии положений трудового права. К ним относятся военные, участники наблюдательных советов и т.д.

Каковы ограничения ст. 11 ТК, которые необходимо учитывать нанимателю?

В первую очередь её положения по отношению к мигрантам. Хотя она и устанавливает применимость на всей территории РФ положения трудового права, но оговаривает, что эта применимость ограничена специальными положениями ТК и ФЗ. Так, Соглашение между странами СНГ (ст. 5), введённое в действие в 1995 году с помощью ФЗ-47, указывает, что в ряде случаев с работниками-мигрантами могут быть прерваны трудовые отношения, и их можно выслать с территории страны. Об этом же говорит и принятый в 2002 году 115-ФЗ. Поэтому нанимающим мигрантов работодателям необходимо учитывать это обстоятельство.

Другое её ограничение – это оговорка о применимости трудового права, когда договора ГПХ по трудовым взаимодействиям утрачивают свою силу. Этот момент специально исследован в ст. 19.1 ТК.

Третье ограничение дано в её заключительной части, и касается военнослужащих и других отдельных категорий граждан. Их перечень носит открытый характер, устанавливая потенциальные ограничения трудового права по мере принятия специальных ФЗ.

Может ли применять трудовое законодательство к лицам, которые выведены из сферы действия трудового права (военнослужащие и другие подобные категории)?

Эта статья предусматривает два таких случая, когда эти лица попадают под трудовое законодательство:

  • если они являются нанимателями рабочей силы;
  • если они официально выступают представителями этих нанимателей.

Причём они должны выступать в таком качестве в порядке, предусмотренном в ТК.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Какие права и льготы положены военнослужащим по контракту

Кроме правил, на основании которых трудовое законодательство действует в пространстве, существует ряд правил, которые определяют его действие во времени. Общими правилами установлено, что день, когда закон или любой нормативный документ, который содержит нормы о труде, вступает в силу, указывается в самом документе или специальном акте к нему. Если документ с указанием даты отсутствует, то нормативный акт считается таким, который вступил в силу, по истечении некоторого времени после факта его официального опубликования:

  • для законов таким промежутком времени является 10 дней;
  • для указов президента и правительственных постановлений – 7 дней;
  • для того чтобы вступили в силу нормативно-правовые акты исполнительных органов власти, нужно 10 дней.

Военная пенсия по инвалидности

Помимо перечисленных выше выплат военнослужащий, который не может продолжать службу в вооруженных силах по причине инвалидности, имеет право на получение военной пенсии по инвалидности. Ее размер рассчитывается в соответствии с положениями п. 2 ст. 15 закона «О государственном…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

При наступлении инвалидности, если заболевание получено в период прохождения военной службы, назначается пенсия:

  • для группы I— 300% от размера социальной пенсии, установленной подп. 1 п. 1 ст. 18 закона «О государственном…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
  • для группы II— 250% от социальной пенсии;
  • для группы III— 175% от социальной пенсии.
Читайте также:  Особо ценное имущество в бюджетном учреждении 2023 год

Если военнослужащий получил военную травму, выплаты придется оформлять. В перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки, входят:

  • заявление о назначении выплаты;
  • копия паспорта заявителя;
  • справка о состоянии здоровья, выданная по итогам прохождения военно-медицинской комиссии;
  • заверенные копии документов, характеризующих болезнь военнослужащего (справок, истории болезни, медицинских заключений и пр.);
  • копия приказа об исключении военного из состава части;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денег.

Документы нужно подать в местное отделение соцзащиты. После их рассмотрения в случае вынесения положительного решения пособие будет перечислено на счет заявителя.

Для назначения пенсии по инвалидности нужно представить в Пенсионный фонд следующие документы:

  • паспорт заявителя — будущего получателя пенсии;
  • заявление о назначении пенсии;
  • заключение военно-врачебной комиссии;
  • СНИЛС;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денег.

Как принять военнослужащего на работу по совместительству по контракту?

Специфика военной службы затрудняет совмещение ее с другой работой.

Но если военнослужащее лицо желает приобрести дополнительный заработок, он может совместить несколько работ, но из перечня, разрешенного законодателем.

Это обусловлено особым отношением государства к службе военных, которые предназначены для поддержания обороны и охраны территории.

Процедура принятия военного на работу по совместительству, если он выбрал сферу деятельности, допускаемую для таких лиц законом:

  • Получить разрешение руководителя на занятие другой деятельностью параллельно со службой;
  • Принять и проверить соответствующие документы;
  • Оформить документы для работы;
  • Допустить лицо к работе.

Уведомляем о приеме на работу бывшего военного

О заключении трудового договора с бывшим военнослужащим, стоящим на воинском учете, работодатель должен уведомить военкомат. Сделать это необходимо в течение двух недель по форме, установленной приложением 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Примечание. За неисполнение обязанности по уведомлению военкомата работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, предусматривающей штраф 1 000 руб.

Но это не все. Поскольку военные являются государственными служащими, на них распространяется действие законодательства о коррупции, в частности Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии со ст. 12 этого закона, а также ст. 64.1 ТК РФ:
— граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
— работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.

Обратите внимание! Такие перечни установлены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и Приказом Министра обороны РФ от 04.04.2016 N 175.

Согласно установленному порядку сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем, либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество гражданина;
— число, месяц, год и место рождения гражданина;
— должность военной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с нее (по сведениям, содержащимся в военном билете);
— наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии));
— дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Обратите внимание! За неисполнение этой обязанности ст. 19.29 КоАП РФ предусмотрен для организации штраф в размере до 500 000 руб.

Кроме этого, на военнослужащих распространяется следующее ограничение: лица, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
То есть до оформления трудового договора военный, на которого распространяется данное ограничение, должен представить новому работодателю разрешение специальной комиссии.

Гарантии для бывшего военного

Для бывших военных установлен ряд гарантий как при трудоустройстве, так и при исполнении трудовых обязанностей, но не Трудовым кодексом, а п. 5.1 ст. 11 и ч. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ. Зависят эти гарантии от статуса военного, места и срока службы, момента увольнения со службы. Представим варианты в таблице.

Статус работника — бывшего военного

Гарантия

Уволенный с военной службы

Предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом специальности в государственных организациях

Работавший до призыва в государственных организациях

Сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в те же организации

Трудоустроившийся в течение года с увольнения с военной службы; отслуживший 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва, являющийся:
— ветераном боевых действий на территории других государств;
— ветераном, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах

Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, который учитывается при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы

Впервые поступивший на работу после увольнения с военной службы

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата

Уволенный с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями

Право на получение профессионального образования без выплаты стипендии в период обучения

Уволенный после прохождения военной службы по призыву и принятый на прежнее место работы

Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством РФ

Уволенный с военной службы

Предоставление не позднее месячного срока с момента обращения мест для детей бывших военнослужащих в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях

Поступивший на работу в органы государственной власти независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу

Зачет времени военной службы в стаж государственной службы, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы

Проходивший военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, при поступлении на работу в этих районах и по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва военной службы

Срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством РФ. Этот срок подтверждается на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера*

Ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»

Дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток

* Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *